Необходимость поиска способа решения проблем взаимодействия разрозненности вузовских образовательных общностей в сфере научной деятельности актуализировала обращение к теоретическим основаниям изучения взаимодействия вузовских научно-образовательных общностей. Цель работы - создание теоретической рамки исследования взаимодействия вузовских научно-образовательных общностей в университетском научном пространстве для последующего выявления характеристик их ресурсности в научной деятельности. Основной метод - анализ теорий среднего уровня и концепций, раскрывающих характеристики взаимодействия научно-образовательных общностей высшей школы. Основные положения теорий социального действия, обмена, коммуникативного действия, социального конфликта, социального единства, доверия интерпретированы применительно к проблеме взаимодействия вузовских научно-образовательных общностей. На основании положений информационно-сетевых теорий и концепций предложены уточнения понятий «виртуальная общность» и «цифровая общность». Обращается внимание на потенциал акторно-сетевой теории применительно к научному взаимодействию. Изучаются свойства научных социальных сетей. Делается вывод о разнообразии форм и уровней взаимодействия научно-образовательных общностей. Ставится задача анализа факторов, содействующих или препятствующих успешному взаимодействию научно-образовательных общностей в университетском научном пространстве.
Проведен анализ формальных и неформальных взаимодействий в сфере научной деятельности образовательных и научных организаций органов внутренних дел России с другими субъектами научной деятельности. На основе эмпирических данных рассматривались все участники научной деятельности, как научные организации, так и физические лица. В работе дана характеристика системе органов внутренних дел, возглавляемой Министерством внутренних дел России, как специфическому субъекту взаимодействий, как по научным задачам, так и по степени открытости проводимых исследований. В ее научной градации представлены: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Обозначено содержание, пределы и профили научных разработок, осуществляемых органами внутренних дел. Взаимодействие субъектов научной деятельности изучалось с помощью метода анализа документов. В качестве документальных источников выступили опубликованные материалы различных научно-представительских мероприятий, конференций, семинаров, круглых столов. В результате анализа текстов обнаружены пропорции, в которых разворачивается взаимодействие субъектов научной деятельности в целях решения задач, стоящих перед МВД России. Около 20 % составляют представители внешних научных организаций, чуть больше половины из которых - это представители других силовых ведомств. Из основного массива участников примерно равные доли, по 40 % от общего количества, составляют представители того вуза, на базе которого проводится научное мероприятие и других организаций этого же ведомства. Среди прочих выводов отмечено, что значительная часть представителей иных ведомств принимают участие в «посторонних» для них научных мероприятиях, повинуясь и находясь под воздействием, прежде всего, неформальных каналов коммуникации и межличностных связей.
Созданная в 2001 г. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) остается заметным элементом международной жизни и важным приоритетом внешней политики России. В новых геополитических условиях, возникших после распада СССР, одной из существенных целей ШОС стала задача обеспечения стабильности и устойчивого баланса сил в Центральной Азии, в т. ч. в контексте сочетания интересов наиболее крупных игроков - России и Китая. Взаимодействие РФ и КНР в ШОС имеет позитивный характер, хотя и стоит перед лицом ряда вызовов. Одним из новых среди них является расширение числа участников ШОС, что требует уточнений в повестке Организации без ущерба для ее эффективности.
В статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия следственных и оперативных органов в криминалистике и уголовном судопроизводстве. Анализируются основные формы и методы их сотрудничества, выявляется влияние координации действий на эффективность раскрытия преступлений. Представлены результаты научных исследований, подтверждающих значимость интегрированного подхода в расследовании уголовных дел. Рассматриваются основные проблемы взаимодействия, включая отсутствие четкого механизма координации и возможные конфликты интересов, а также предлагаются пути их решения. Сделан вывод о необходимости совершенствования механизмов взаимодействия следствия и оперативных подразделений для повышения качества расследования и обеспечения законности уголовного процесса.
Представленные в публикации материалы эмпирического исследования опираются на опыт научной и практической деятельности автора в направлении психолого-педагогического сопровождения образовательной практики и являются откликом на стабильный профессиональный и социальный запрос к обсуждению ресурсов и трудностей внедрения инклюзивного подхода в работе с подростками. Особенности коммуникации и межличностного взаимодействия обучающихся младшего подросткового возраста раскрыты на основании оценки комплекса социальных эмоций, переживаемых детьми с нормативным возрастным развитием по отношению к сверстникам с различными ограничениями возможностей здоровья. Актуальность предложенного подхода обоснована, исходя из типичных противоречий, выявляющихся в настоящее время в инклюзивной практике, и научных подходов к их разрешению. Приведенный качественный анализ диагностических данных раскрывает специфику восприятия нормотипичными подростками сверстников с интеллектуальными, сенсорными нарушениями, выраженными трудностями речевого развития, эмоционально-волевыми расстройствами и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сравнение результатов диагностики в начальной и основной школе позволяет отследить определенную трансформацию в отношениях детей, выявить относительно устойчивые позитивные эмоциональные установки, а также определить риски развития коммуникации в подростковой среде. Соотнесение данных, полученных в классах традиционного и инклюзивного обучения, доказывает специфичность социального опыта, получаемого в них подростками, дает основание определить сложности, требующие особого педагогического внимания, связанные с необходимостью выработки целенаправленных подходов к оптимизации системы межличностных отношений. Исходя из комплексной интерпретации материалов исследования, предлагаются возможные стратегии влияния на сферу коммуникации в подростковых сообществах с опорой на реабилитационный, коррекционный и компенсирующий подходы специалистов служб сопровождения, обосновывается значимость принципов непрерывности и системности к организации подобной работы.
Введение. В настоящее время при приоритете воспитания в общественной политике страны важно провести анализ существующих подходов к категориям «методы» и «формы воспитания».
Теоретический анализ позволяет увидеть противоречия в трактовке данных понятий. Сравнительный анализ дает возможность обозначить значимые ориентиры для педагога в выборе методов и форм воспитания в работе с детьми. Рассмотрение проблемы позволило выявить различные подходы к определению форм и методов воспитания, основания для их классификации.
Заключение. Обозначены основания для выбора методов и форм воспитания: активность самого ребенка, проявление им субъектных качеств в деятельности, общении в определении и проявлении самостоятельной позиции; взаимодействие педагога с детьми должно носить ценностно-смысловой характер, выводить воспитанников на гуманистические общечеловеческие ценности; общение с воспитанниками и формы взаимодействия с ними должны стимулировать процессы самовоспитания и саморазвития, самосознания и самоотношения, самореализации и саморегуляции; использование методов и форм воспитания важно для коллективообразования, формирования связей и отношений между воспитанниками, педагогом и детьми, проявление общей цели совместной жизнедеятельности.
Цель статьи - изучение концепции современного государственного управления в контексте устойчивого развития экономических систем. Методологической основой проведенного исследования стала концепция устойчивого развития и теория стейкхолдерского управления, с применением причинно - следственного анализа и структурно-функционального метода уточнена роль системы государственного управления в решении экологических проблем и дополнена эколого-политическим компонентом, в основу которого положен стейкхолдерский подход. По итогам исследования сделан вывод о том, что современная концепция устойчивого развития должна концентрироваться не только на вопросах бережного обращения с природой, государственного регулирования природоохранной деятельности, но и процессах внедрения ресурсо- и энергосбережающих технологий на основе минимизации отходов и их возврата в производство.
Результаты. Предложены направления актуализации государственных инициатив по обеспечению устойчивого развития экономических систем на основе коммуникационного процесса со всеми заинтересованными сторонами. Обоснована необходимость усиления роли ключевых стейкхолдеров в разработке и реализации государственной политики по развитию циркулярной экономики. Коммуникационная площадка по решению «зеленой» повестки должна формироваться на тесном взаимодействии органов государственной власти, населения, предпринимательских структур, научных и образовательных учреждений, некоммерческих организаций. Система государственного управления устойчивым развитием должна включать не только экологический, социальный, экономический элементы, но и развивать политический компонент. При этом необходимо создавать условиях для их взаимодействия с учетом особенностей каждого, что позволит достичь устойчивого развития экономических систем. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретического базиса для совершенствования форматов взаимодействия государства, бизнес - структур и населения в решении экологических проблем и формирования эффективной государственной экологической политики.
Цель - рассмотреть особенности процессов коммуникаций региональных социально-политических акторов, формирующегося сетевого взаимодействия в исследуемых регионах, на примере Вологодской и Ярославской областей. Предмет исследования. С помощью анализа эмпирических данных, изучить форматы интеграции диалогических и монологических форм социально-политической коммуникации как способа расширения рамок прямой демократии, возможностей реализации масштабных интернет-дискуссий, интенсификации общения и взаимодействия государства и общества в публичном пространстве. Методологическая основа представлена результатами качественного исследования с представителями трех основных целевых групп регионального сообщества Вологодской и Ярославской областей по поводу соотношения иерархических и сетевых начал коммуникации в выстраивании взаимодействия в решении социально значимых проблем региона. Сетевые форматы взаимодействия власти и общества, характеризуются диверсификацией множества новых «игроков» в публичном пространстве, приучая государство к координирующей и модерирующей роли в процессе конвертации возможностей и ресурсов разных участников взаимодействия в общий публичный результат. Отмечается, что в условиях сетизации, помимо вовлечения в инициативы и проекты традиционных субъектов гражданского общества, усиливается влияние малых инициативных групп и отдельных индивидов. Результаты исследования. Диалогические возможности коммуникации лучше всего реализуют технологии межсекторного партнерства. Показано, что в Вологодской области успешно развиваются инновационные технологии межсекторного партнерства и ярко представлен процесс общественной делиберации по поводу стратегии развития области. В Ярославском регионе, напротив, процесс диалога власти и общества находится в состоянии, при котором гражданский и государственный секторы живут по своей онтологической логике. Запрос на реальный диалог выхолащивается, что приводит к формализации использования сетевых площадок коммуникации.
В данной статье рассматривается проблема трансформации государственно-гражданского диалога в условиях политической нестабильности. Целью исследования выступает анализ процесса развития гражданского общества Российской Федерации в период после начала специальной военной операции 2022 г. Исследуется потенциал общественных объединений в качестве партнера государственной власти в обстановке вооруженного конфликта. Применялись приемы междисциплинарного теоретического анализа, включая исторический, компаративистский, структурно-функциональный методы. В статье формулируется авторский тезис о необходимости корректировки традиционных научных подходов о содержании и приоритетах взаимодействия между государственной властью и общественными объединениями в современной России. В качестве основного фактора государственно-гражданского диалога определяется феномен «гражданской мобилизации» российского общества. Причиной патриотического подъема после начала СВО называется понимание массовым сознанием необходимости участия «третьего сектора» в защите национально-государственных интересов Российской Федерации. Обосновано представление о появлении новых направлений государственно-гражданского взаимодействия. Такими направлениями называются формирование народного оборонно-промышленного сектора, информационно-психологическое противоборство, оказание гуманитарной поддержки и участие в социальной реабилитации участников СВО и жителей, пострадавших от военных действий регионов. Сделаны выводы о возможности преодоления традиционных проблем развития «третьего сектора» в условиях приобщения общественных объединений к решению задач политики национальной безопасности.
Творчество В. В. Розанова рассматривается как смысловое единство, в котором интенция понимания сближает между собой стилистически и содержательно различные миры трактата «О понимании» и поздних произведений мыслителя. Это сближение осуществляется на основе общекультурной оппозиции публичного и приватного, особенности которой реконструируются в соответствии с методологическими установками М. М. Бахтина. Мир В. В Розанова изучается как диалогическое взаимодействие двух противоположных тенденций: тенденции экстериоризации (приватное понимание становится частью публичного мира ) и тенденции интериоризации (сюжеты, смысловые ходы и образы поздних произведений мыслителя интерпретируются в соответствии с имманентными характеристиками понимания, тем самым отражая приватный мир мыслителя). Специфика творчества В. В. Розанова заключается в том, что в нем реализован взаимный переход обеих тенденций как их взаимное становление, в котором ни одна из них не является преобладающей. В работе используется метод историко-философской реконструкции(рассмотрение особенностей трактата «О понимании» в контексте европейского рационализма) диахронический метод (изучение рецепции наследия Розанова в работах В. В. Бибихина, А. А. Грякалова) герменевтический метод( интерпретация творчества Розанова в контексте установок М. М. Бахтина). Научная новизна исследования заключается в том, что творчество В. В. Розанова рассматривается в диалогической парадигме, с одной стороны как спонтанный диалог раннего трактата мыслителя «О понимании» и поздних работ мыслителя, а с другой стороны, как трансвременной диалог миров В. В. Розанова и М. М. Бахтина, основаниями которого являются интуиции М. М. Бахтина, нашедшее отражение в его работе «К методологии гуманитарных наук» и образы поздних произведений Розанова, которые мыслитель, интерпретируя, связывал с мирами друзей и современников, тем самым положив начало их диалогической интерпретации. Специфика нашего подхода состоит в том, что наметившаяся в специальной литературе тенденция сближения миров Розанова и Бахтина конкретизируется не только посредством выявления сходства этих миров, но и как экспликация их различия. Это позволяет показать, что мир Розанова несмотря на новаторство используемых мыслителем приемов остается в рамках бинарных оппозиций, характерных для традиционной культуры.
Предметом исследования является регламент действий специальных подразделений по конвоированию осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, при совершении и пресечении побегов. Цель работы - выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники караульной службы и предложить пути их решения, для повышения эффективности функционирования специальных подразделений по конвоированию в условиях современных вызовов реальной действительности. При выполнении задач по конвоированию на состав караула ложится значительная нагрузка по пресечению противоправных действий со стороны спецконтингента. Поэтому сотрудники, входящие в состав караула по конвоированию, должны действовать максимально оперативно, соблюдая регламент служебных обязанностей, что является приоритетной задачей в данном направлении и должно позволить обеспечить эффективное функционирование специальных подразделений уголовно-исполнительной системы в целом. Методологической основой данной работы выступают - диалектика, индукция, дедукция, анализ, формально-логический, формально-юридический, статистический методы, а также метод нормативно-правового анализа. В научно-исследовательской работе анализируются понятие и задачи специальных подразделений по конвоированию, основные проблемы и вызовы, с которыми они сталкиваются, преступные схемы на основе сложившейся правоприменительной практики, которые используют осуждённые и лица, содержащиеся под стражей, с целью побега при конвоировании. Результаты работы показывают, что побеги представляют собой серьёзную общественную опасность и могут быть сопряжены с разнородными преступлениями. Обозначены основные способы побега, а также недостатки в организации охраны, подготовке и взаимодействии между правоохранительными органами. Область применения результатов включает практическое использование предложенных рекомендаций для повышения эффективности работы подразделений по конвоированию, а также разработку новых подходов к обеспечению нормального порядка осуществления правосудия. Научная новизна исследования заключается в предложении внедрения технологий отслеживания перемещений конвоируемых лиц, улучшении межведомственного взаимодействия, внедрению современных образовательных программ для специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Выводы, которые были сформулированы в работе подчёркивают необходимость комплексного подхода к решению проблем конвоирования, включая использование современных технологий, подготовку высококвалифицированных кадров в конвойных подразделениях и методов контроля за работой сотрудников, что позволит значительно повысить уровень общественной безопасности и снизить риск побегов.
Анализ возможностей учреждений дополнительного образования спортивного профиля как альтернативного института социализации, способного нивелировать риски социальной дезадаптации, представляет особый интерес в контексте исследований в сфере педагогической коррекции девиантного поведения. Предметом настоящего исследования является потенциал учреждений дополнительного образования спортивного профиля как инструмента педагогического воздействия на девиантные проявления несовершеннолетних в условиях кризиса традиционных агентов социализации (семьи, школы) и экспансии цифровых сред, культивирующих деструктивные поведенческие паттерны. Акцент сделан на анализе специфики спортивной среды, способной компенсировать дефицит эмоциональной вовлеченности, дисциплины и ценностных ориентиров у подростков группы риска. Методология исследования включает систематический обзор отечественных и зарубежных публикаций (2010-2023 гг.), сравнительный анализ кейсов внедрения спортивных практик в коррекционную работу с девиантными подростками, а также контент-анализ нормативных документов. Научная новизна заключается в обосновании модели «спортивной социализации», синтезирующей педагогические, психологические и правовые аспекты коррекции девиантного поведения. Установлено, что структурированность тренировочного процесса, эмоциональная связь с тренером-наставником и переформатирование социального статуса подростка в рамках спортивной команды формируют позитивные установки эффективнее, чем репрессивно-профилактические меры. Выводы подтверждают необходимость разработки междисциплинарных программ, объединяющих ресурсы спортивных секций, психологов и инспекторов по делам несовершеннолетних. Таким образом, учреждения дополнительного образования спортивного профиля обладают значимым потенциалом для педагогической коррекции девиантного поведения, сочетая структурированность среды, эмоциональную вовлеченность наставников и возможность перестройки социальных ролей подростков. Дальнейшие исследования должны быть направлены на анализ долгосрочных эффектов спортивных программ, а также на адаптацию опыта зарубежных исследователей к российским социокультурным реалиям.