ДИНАМИКА ЭМИГРАЦИОННЫХ НАСТРОЕНИЙ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН В ПЕРИОД ИСПЫТАНИЙ 2020-2025 ГГ. (2025)

Статья посвящена исследованию динамики эмиграционных настроений среди российских граждан в период с 2020 по 2025 г. На основе анализа данных ВЦИОМа, Левада-Центра, Института Гэллапа авторы выявляют тенденции снижения эмиграционного потенциала на фоне значимых внешнеполитических и внутренних событий. Особое внимание уделяется влиянию факторов пандемии коронавируса, проведения специальной военной операции, внутренней мобилизации и повестки дня на общественные установки. Результаты показывают, что, вопреки классическим моделям push-pull миграции, эмиграционные намерения граждан России достигли исторического минимума. Объяснение видится в усилении патриотических настроений, консолидации общества и переоценке ценности гражданства в условиях мировой конфронтации.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Автор(ы): Парма Роман Васильевич, Кащенко Татьяна Леонидовна
Сохранить в закладках
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВЫЗОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ (2025)

В статье рассматриваются основные вызовы, с которыми сталкивается современная российская молодежь. Автор отмечает, что данная проблема достаточно широко освещается в отечественном научном дискурсе. Предложена авторская классификация вызовов, включающая экономические, социально-психологические и политические. Отдельное внимание уделено политической коммуникации молодежи с представителями власти, в т. ч. посредством сети Интернет. Автор анализирует результаты социологических опросов молодежи в регионах России и полагает, что молодежная политика должна учитывать плюрализм ценностей и мнений молодых людей.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 2 (2025)
Автор(ы): ЩЕДРОВА ГАЛИНА ПЕТРОВНА
Сохранить в закладках
ПАТРИОТИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (2025)

В статье рассматриваются понятие и сущность патриотического воспитания молодежи, затрагиваются проблемы повышения уровня вовлечения молодого поколения в политические процессы посредством патриотического воспитания. Автор анализирует критерии и показатели патриотической воспитанности на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Актуальным становится переосмысление культурного и политического многообразия процессов жизнедеятельности и их влияния на развитие общества. Растущее стремление к сохранению самобытности и возрождению традиционных ценностей делает данное исследование особенно актуальным, поскольку оно раскрывает механизмы взаимодействия между культурно-политическим наследием и потенциалом социума.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 2 (2025)
Автор(ы): Проскурина Елена Александровна
Сохранить в закладках
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (2025)

В статье представлены результаты исследования, отражающего опыт Дальневосточного федерального округа по формированию гражданственности и патриотизма у детей и молодежи. Актуальность затронутой проблемы обусловлена нарастающим внешним деструктивным информационно-психологическим воздействием на жителей российского Дальнего Востока. Среди социально-демографических групп-мишеней такого воздействия - молодежь, среди территориальных объектов - ряд конкретных территорий. В этих условиях исследовательский и практический опыт ДФО, направленный на формирование гражданственности и патриотизма молодого поколения, приобретает особое значение.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 1 (2025)
Автор(ы): Бродовская Елена Викторовна, Куранов Григорий Владимирович, Нода Александр Сергеевич
Сохранить в закладках
Кризис в государственной политике в вопросе патриотического воспитания в 1990-2000е гг. (2025)

Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как проблема патриотического воспитания в России в период с 1990-е по 2000-е гг., когда отсутствовала единая государственная политика в области патриотического воспитания детей и молодёжи, и последствия его отсутствия. При этом внимательно исследуется вопрос о возможной взаимосвязи между указанным пробелом в государственной политике и протестных настроений и мероприятий в российском обществе, которые активно себя проявили в ходе серии митингов на Болотной площади в Москве в 2011 г. и в последующие годы. Также автор уделил особое внимание современному состоянию государственной патриотической политики и её взаимосвязи с внутренним укреплением российского общества в настоящий момент. В основу исследования легли статистические данные, которые были выявлены в рамках социологических исследований, о демографических показателях лиц, участвовавших в протестных движениях, а также относящих себя к патриотам, а также сравнительный анализ данных. Новизной проведённого исследования является выведение закономерности между отсутствием единой государственной политики в области патриотизма в период между 1990-ми и 2000-ми гг. и ряда событий в виде серии митингов, начиная с Болотной площади, заканчивая митингами, направленными против проведения специальной военной операции. Так же в качестве вывода автор отметил, что для устойчивого развития государства необходимо проведение патриотической политики, которая консолидирует общество и делает его более устойчивым от внешних и внутренних деструктивных идей и движений. Современная политика патриотического воспитания явно даёт свои положительные результаты, она обусловлена закономерностями развития общества. Эти результаты наглядны прослеживаются в увеличении количества лиц, которые причисляют себя к патриотам страны, а также увеличении числа волонтёров, которые готовы оказать реальную поддержку и помощь без какого-либо вознаграждения. Тем не менее актуальным видится придание системности этой работе на всех уровнях власти.

Издание: ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Новиков Михаил Алексеевич
Сохранить в закладках
ПАТРИОТИЗМ КАК ЭТИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН В КОНФУЦИАНСКОМ ТРАКТАТЕ КУН-ЦЗЫ ЦЗЯ ЮЙ (2024)

Введение. В данной статье предпринята попытка проанализировать патриотизм как этико-социальный феномен. Предметом исследования является содержание древнего философского трактата Кун-цзы цзя юй (Речи школы Конфуция), который атрибутируется как конфуцианский текст. Теоретический анализ. Основой для развития патриотизма в Кун-цзы цзя юй служат конфуцианские добродетели: сыновняя почтительность, человеколюбие, преданность и др. Патриотизм несет в себе идентификационную, регулятивную, гармонизирующую, интегративную функции, а также функцию этического самосовершенствования для индивида. Носителями патриотических идей выступают конфуцианские благородные мужи, а конечной целью патриотических поступков являются принесение пользы своему государству, умиротворение Поднебесной и личное моральное саморазвитие. Будучи частью политической доктрины конфуцианства, патриотизм как этико-социальный феномен с древности занимал важное место в научных изысканиях видных философов и со временем стал мощной духовной силой китайской нации.

Заключение. Роль патриотизма как основы стабильности социума, духовного подвига личности сложно переоценить и в то же время ее необходимо детально анализировать и осмысливать в разные исторические периоды, учитывая специфику текущей мировой обстановки. Патриотизм в современном китайском обществе является мощной консолидирующей и духовной силой для многонационального народа.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 24 № 4 (2024)
Автор(ы): Блажкина Анастасия Юрьевна
Сохранить в закладках
СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТЫ ГОСУДАРСТЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (2025)

Статья посвящена исследованию феномена «государственно-патриотическое воспитание». Целью статьи является анализ подходов отечественных ученых к рассматриваемому явлению и определение сущности, структуры и особенностей государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи морского университета. Применены педагогические методы: изучение и анализ научной литературы, контент-анализ научных публикаций, синтез, обобщение, конкретизация, беседа, опрос. Результат исследования - обоснованы и раскрыты сущность и компоненты государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи морского университета; систематизированы характерные особенности изучаемого явления. Материалы и выводы обладают научной новизной, теоретической и практической значимостью и являются основой для разработки концепции государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи. Они будут востребованы учеными и исследователями, преподавателями высшей и средней профессиональной школы, организаторами патриотического воспитания учащейся молодежи для проведения научных изысканий, организации воспитательно-патриотической работы.

Издание: МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Автор(ы): Томилина Светлана Николаевна
Сохранить в закладках
РОЛЬ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА (2025)

Актуальность исследования обусловлена современными реалиями трансформации ценностно-смысловой сферы нашего общества (прежде всего молодежи), связанной с сохранением и укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Ценностный выбор человека по-прежнему остается одной из основных проблем, интересующих современную педагогическую аксиологию. Очень важно, какие ценности будут определяющими для личности, особенно на этапе своего профессионального становления. Особое место в формировании ценностных ориентаций обучающихся вузов, в том числе военных, занимает ценностный потенциал дисциплин гуманитарного цикла. В современных условиях прослеживается отсутствие баланса гуманитарных дисциплин, что может привести к снижению их популярности среди обучающихся и ослаблению гуманитарной подготовки в военном образовании.

Цель: обоснование роли дисциплин гуманитарного цикла в контексте формирования ценностных ориентаций будущих офицеров в условиях военного вуза.

Результаты: установлено, что актуализация аксиологического потенциала учебных дисциплин гуманитарного цикла, содержательное наполнение структуры курсов дисциплин традиционными российскими ценностями с учетом опыта специальной военной операции, способствуют формированию у обучающихся осознанного отношения к защите Отечества и личной ответственности за его судьбу. Доказана эффективность внедрения в образовательный процесс военного вуза новой дисциплины «Основы российской государственности». Основные выводы: преподавание дисциплин гуманитарного цикла в условиях военного вуза является ключевым фактором духовнонравственного развития военных специалистов. Показано, что преподавание дисциплины «Основы российской государственности» в военном вузе способствует совершенствованию содержания и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса высших военных образовательных учреждений. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при организации образовательного процесса военных вузов в области гуманитарной подготовки будущих офицеров.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Выпуск: Т. 14 № 2 (54) (2025)
Автор(ы): ШАБАНОВ АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ, ЛАПТЕВ АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ СТЕРЕОТИПОВ РОССИЯН НА ОТНОШЕНИЕ К ПАТРИОТИЗМУ: МЕДИАДИСКУРС И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (2024)

Цель статьи - анализ влияния возрастных стереотипов на представления, формируемые в дискурсе российских политических СМИ.

Методы. Эмпирической базой исследования являются результаты полустандартизированных интервью (N = 48, осень 2023 г., Санкт-Петербург, Махачкала, Иваново, информанты дифференцировались по полу, возрасту и политическим предпочтениям), а также тематического анализа различных по идеологической направленности СМИ - «ЦарьГрад» (интернет-телеканал), газета «Правда» (КПРФ), телеграм-канал партии «Новые люди», газета партии ЛДПР. На основе полученного материала изучена роль возрастных стереотипов как инструментов политической борьбы за переосмысление и изменение содержательного наполнения патриотизма. Автор придерживается подхода, рассматривая, патриотизм как социально-конструируемую форму национальной идентичности и объект символической политики. При этом, разные политические акторы стремятся изменить его семантическую наполненность в общественном сознании. В результате обосновывается, что одним из инструментов создания и изменения патриотического дискурса являются возрастные стереотипы, понимаемые как устойчивые, эмоционально окрашенные, разделяемые представлениями о разных возрастных группах. Делается вывод, что возрастные стереотипы активно используются российскими политическими СМИ в формировании патриотической повестки, формируя представление о патриотизме различных поколений.

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 19 № 4 (2024)
Автор(ы): Цалко Екатерина Олеговна
Сохранить в закладках
ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2024)

Цель работы заключается в эмпирическом социологическом анализе патриотизма как основы гражданской идентичности современной студенческой молодежи. Патриотизм иллюстрирует эмоциональную связь человека со своей родиной и чувство социальной и культурной связи со своими согражданами. В его основе лежат общечеловеческие ценности, в том числе открытость другим людям, забота и ответственность за общество, уважение к истории и национальной культуре. Происходящие политические, социальные и культурные изменения открывают новые грани любви к Родине, что актуализирует необходимость патриотического воспитания новых генераций. Данный концепт представляет собой социокультурный фактор интеграции людей, обеспечивающий их объединение на основе общих ценностей и любви к Родине. Свое проявление патриотизм находит в гражданственности, духовном единстве и осознанной активности личности в социуме, подтверждающими неразрывность человека с государством. Эмпирическая база исследования основана на результатах социологического опроса студентов вузов и колледжей города Орла (опрошено 652 респондента), проведенного методом анкетирования по заявленной проблематике в октябре 2022 года с использованием платформы «Яндекс. Формы». Репрезентативность выборки обеспечивается по полу и по форме обучения (студенческая молодежь). Благодаря характеру выборки авторы смогли обобщить результаты исследования с уровнем достоверности 97 %. Полученный материал исследования позволяет сформулировать следующие выводы и обобщения: с определенной оговоркой содержательно патриотизм для современной молодежи связан с особым историко-культурным наследием, глубоко связанным с любовью к Родине, готовностью с оружием в руках ее защищать и даже отдать жизнь за свободу нации (романтическое восприятие Отечества) и привязанностью к государству (с позитивистской точки зрения).

Издание: СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Выпуск: Т. 19 № 3 (2024)
Автор(ы): Алексеёнок Анна Алексеевна, Исаев Алексей Владимирович, Наливайко Ксения Валерьевна
Сохранить в закладках
Откуда берётся патриотизм и как его приумножить? (2025)

Статья посвящена философскому осмыслению патриотизма как одной из ключевых традиционных ценностей, закреплённых в Указе Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 г. В рамках этого исследования затрагивается ряд взаимосвязанных вопросов, таких как: сущностные характеристики патриотизма и контроверза между патриотизмом и космополитизмом; противоречивость интерпретаций моральных оснований патриотизма в научном и философском дискурсах России и Запада; механизмы формирования патриотических чувств; проблемы эффективности патриотического воспитания в условиях нарастающей урбанизации и глобализации; альтернативные пути укрепления патриотизма через дезурбанизацию, возрождение национальных культурных кодов и создание среды для естественного формирования идентичности. В фокусе исследования - выработка практических рекомендаций по укреплению патриотических настроений в российском обществе. В качестве методов исследования на разных его этапах использованы герменевтический и семиотический анализ текстов российских и советских песен, выражающих чувства любви к родине, саморефлексия (аутоантропология), позволяющая автору глубже понять природу патриотических чувств, мысленный эксперимент, позволяющий проанализировать моральные следствия политики, основанной на принципах патриотизма и космополитизма. Новизна исследования заключается в синтезе философского, социологического, политологического и психолого-педагогического подходов к проблеме патриотизма. Автор отвергает абстрактно-морализаторские трактовки и доказывает, что патриотизм является «инстинктом самосохранения» нации в условиях глобализации. При этом патриотизм - не столько рациональная система взглядов, сколько конгломерат впечатлений, эмоций и паттернов поведения, большинство из которых формируются в детстве путём импринтинга. Патриотическое воспитание практически не задействует данный механизм, поэтому оно малоэффективно. Сделан вывод, что более эффективным способом укрепления патриотизма может стать создание среды, где естественным образом формируется эмоциональная привязанность к родной природе и культуре. Сформулирован ряд мер, которые могут лечь в основу государственной политики по созданию такой среды. В частности, обосновывается необходимость плавной дезурбанизации и развития сельских территорий с одновременным созданием и дальнейшей популяризацией нового «русского стиля» в разных сферах культуры. Также обозначены риски, подстерегающие на этом пути. Прежде всего это бюрократизация, способная дискредитировать саму эту идею, и подмена подлинных традиций симулякрами.

Издание: ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Бесков Андрей Анатольевич
Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ К ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ (2024)

В статье рассматриваются актуальные вопросы трансформации подходов к воспитанию молодежи в условиях глобальных вызовов. Текущая социальная ситуация требует от педагогов и общественности разработки и внедрения в практику новых подходов к воспитанию. Авторы представляют анализ приоритетных направлений и современных подходов к проблеме воспитания. В современном научном сообществе прослеживается тенденция формирования полисубъектного и междисциплинарного подхода к воспитанию. Полисубъектный подход выявляет приоритетные условия, объективные закономерности и основные принципы взаимодействия субъектов в рамках современной развивающейся общественной системы. Междисциплинарный подход подразумевает использование субъектами воспитательной деятельности вне образовательных учреждений многообразия новых технологий, методов и приемов. В качестве приоритетных направлений воспитательной работы выделяются общекультурное, духовнонравственное и общеинтеллектуальное. В статье рассматриваются понятия «патриотизм» и «гражданская ответственность». Патриотизм объединяет общекультурные, духовно-нравственные и социальные ценности. Гражданская ответственность проявляется в осознании экзистенциального значения суверенитета, территориальной целостности и экономического благополучия Родины. Авторы выделяют актуальные технологии патриотического воспитания: развитие позитивной социальной активности, развитие эмоционального интеллекта, повышение медиаграмотности. Позитивная социальная активность молодежи в период цифровизации общества может реализоваться в организации форумов для обсуждения актуальных вопросов. Участие в волонтерском движении играет важную роль в повышении уровня эмоционального интеллекта, развитии навыка адекватно реагировать на негативные ситуации. В статье подчеркнута необходимость обучения молодежи правильному использованию цифровых инструментов и ресурсов для повышения медиаграмотности и развития навыков верификации информации. Авторы теоретически обосновывают необходимость интеграции технологий, направленных на развитие позитивной социальной активности, эмоционального интеллекта и повышение уровня медиаграмотности, в воспитательный процесс, который выходит за рамки образовательных учреждений.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (23) (2024)
Автор(ы): МОРОЗОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА, Мельников Антон Владимирович
Сохранить в закладках