В статье поднята проблема физкультуры и спорта в СССР 1920–1930-х гг. как массового явления. Создавая концепцию развития физкультуры в стране, советское руководство придавало особое значение важности вовлечения в эту сферу максимально возможного числа граждан. Поиск механизмов массовизации физкультуры стал одной из основных задач советского физкультурного руководства. Автор анализирует процесс этого поиска, используя нормативно-правовые документы, издаваемые организациями, так или иначе руководившими советским спортом в 1920–1930-х гг., делопроизводственные документы и материалы периодической печати. Особое внимание уделяется Всесоюзному физкультурному комплексу ГТО, его введению и реализации в 1930-е гг. Автор приходит к выводу о том, что успешная реализация этого комплекса позволила ему стать основой советской физкультуры благодаря сочетанию осуществления физической подготовки граждан для военных и гражданских целей с возможностью планирования количественных показателей в этой сфере.
Введение. Работа посвящена изучению особенностей формирования конкурентоспособности в процессе учебных занятий по физической культуре. Рассматриваются психологические особенности целенаправленного формирования конкурентоспособности. Практически доказана и теоретически обоснована положительная взаимосвязь между специально организованными двигательными действиями и формируемой социальной конкурентоспособностью студентов.
Материалы и методы. Для решения задач исследования определялось смысловое содержание базовых понятий, характеризующих конкурентоспособность. Смысловой анализ представленных понятий проводился по словарю русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой. Определение смыслового ядра понятий выполнялось методом контентанализа, предложенным С. А. Гапоновой. Выявлялись смысловые, базовые единицы текстовой информации. Определялось смысловое ядро, фундаментальный признак текста или понятия.
Результаты исследования. Нами установлено, что смысловым ядром всех без исключения проявлений конкурентоспособности является преодоление. Доказано, что преодоление различных внешних (физических) и внутренних (психических) преград является необходимым и достаточным условием формирования конкурентоспособности.
Обсуждение и заключения. Обсуждаются факторы и условия, влияющие на процесс формирования конкурентоспособности. В ранее проведённых собственных научных исследованиях установлен базовый признак конкурентоспособности. Указанный процесс анализируется с позиции теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (Гальперин П. Я.), а также уровней управления движениями (Бернштейн Н. А.). Представленный материал является теоретическим основанием создания методики целенаправленного формирования конкурентоспособности у студенческой молодёжи.
Статья посвящена исследованию проблемы совершенствования координационных способностей студентов, способствующих их личностному развитию, улучшению спортивных результатов и общей физической подготовленности; обеспечения многостороннего и гармоничного развития у студентов двигательных качеств на основе стретчинг-технологии, которая сочетает в себе элементы растяжки и координации движений. Включение стретчинг-технологии в учебный процесс позволяет не только развивать гибкость, но и улучшить баланс, ловкость, быстроту и точность движений. Главная задача исследования – анализ основных физических качеств личности (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость) как компонентов стретчинг-технологии совершенствования координационных способностей студентов. Авторами статьи доказывается тезис о том, что гармоничное развитие двигательных качеств, совершенствование координационных способностей студентов требует организации занятий, включающих не только физическую подготовку, но и формирование правильных двигательных навыков, координации, гибкости и силы. Это требует комплексного подхода, который учитывает, как физиологические, так и психологические аспекты
Статья посвящена правовому статусу спортивных организаций, реализующих функцию правовой самоорганизации, и их организационно-правовым формам. Обращается внимание на то, что названные законодателем в своеобразном спортивном тезаурусе организации не являются организационно-правовыми формами, поэтому требуется оценка значимых понятий законодательства о спорте в соотношении с общей линией современного гражданского права. Исследование роли различных спортивных организаций в правовой самоорганизации позволило сделать ряд выводов: во-первых, неисчерпывающий перечень функций спортивных федераций свидетельствует об их центральном месте в системе органов правовой самоорганизации; во-вторых, спортивные лиги предназначены исключительно для проведения официальных спортивных соревнований; в-третьих, у спортивного клуба отсутствуют официальные полномочия осуществлять правовую самоорганизацию в спорте (клубы часто представляют своих спортсменов на соревнованиях, и их деятельность носит локальный характер); в-четвертых, спортивные агенты не участвуют в формировании базовых правил организации спорта. Проанализировав используемые на практике организационно-правовые формы спортивных организаций, автор пришел к выводу, что в контексте их возможности принимать участие в работе по правовой самоорганизации следует уточнить их номинацию, ясно определив правовую форму.
Актуальность темы статьи обусловлена важностью физической культуры и спорта как значимых факторов укрепления и сохранения здоровья. Занятия физической культурой необходимы на всех этапах жизни: в детском и юношеском возрасте они способствуют гармоничному развитию организма, у взрослых людей укрепляют морфофункциональное состояние и повышают работоспособность, в пожилом возрасте также задерживают неблагоприятные возрастные изменения. Вести здоровый образ жизни невозможно без формирования мотивации и устойчивой привычки к занятиям физической культурой и спортом. Одной из задач высшей школы является выработка такой привычки и обеспечение собственной мотивации к поддержанию необходимого уровня физической активности у студентов. На сегодняшний день отмечается тенденция к ухудшению состояния здоровья и физического развития в различных возрастных группах, в том числе у молодежи 18-24 лет. Большая часть студентов ведет пассивный образ жизни, не придерживается системы правильного питания, не соблюдает режим учебного процесса и отдыха, имеет низкий уровень двигательной активности. Статья основана на результатах опроса, проведенного авторами среди студентов и посвященного выявлению их установок относительно значения физической культуры и спорта в их жизни. Авторы ставили перед собой задачи: оценить отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом в вузе; проанализировать, с чем связана низкая посещаемость занятий по физической культуре в вузе, а также оценить уровень информированности студентов о пользе и значении физических упражнений и двигательной активности для организма человека. В статье представлены полученные результаты, дана их оценка. По мнению авторов, результаты исследования свидетельствуют о низкой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Необходимо повысить заинтересованность студентов технического вуза в физкультурно-оздоровительной активности с использованием инновационных, доступных и эффективных средств физического воспитания.
Проведен анализ основных направлений оздоровительной гимнастики: гигиенической, ритмической, стретчинга. Показана динамики физических показателей студентов первого курса экспериментальной и контрольной групп на основе результатов сдачи экзамена по дисциплине «Общая физическая подготовка». В экспериментальном порядке обоснована эффективность применения методов гигиенической и ритмической гимнастик, а также стретчинга.
Рассмотрены вопросы нормализации уровня тревожности у студентов-первокурсников из Индии через механизмы влияния нагрузок и видов упражнений, соответствующих их физической подготовленности и учитывающих интересы студентов. Показано, что предложенный подход в выборе средств и методов проведения занятий по физической культуре наиболее эффективен, является средством, нормализующим уровень тревожности и, как следствие, повышающим уровень успеваемости иностранных студентов.
Предложены пути организации методического взаимосодействия преподавателей института на примере подбора изданий и журналов ВАК для публикаций статей. Определены проблемы методического характера в работе преподавателей, выполнен поиск, анализ, обзор издательств, публикующих статьи по педагогике и смежным отраслям науки.
Обоснована целесообразность разработки положения о спортивных соревнованиях по многоборью ГТО как национального вида спорта в едином формате и его включение в спортивные календари федеральных, региональных и муниципальных спортивных структур. Представлен количественный анализ публикаций, посвященных реализации ВФСК ГТО в научных спортивных журналах. Проанализированы формы проведения соревнований в рамках проведения мероприятий при реализации ВФСК ГТО.
Представлены результаты анкетирования по выявлению личностных качеств у студентов, занимающихся подготовкой к выполнению комплекса ГТО, и студентов, не занимающихся физической культурой и спортом. Установлено, что занятия, направленные на подготовку к выполнению комплекса ГТО, оказывают значительное влияние на развитие личностных качеств студентов, доказана необходимость ее популяризации и внедрения в образовательный процесс вуза.
Определены пути повышения эффективности обучения студентов университета во время прохождения производственной практики и реализации прикладной физической культуры в условиях климато-погодных изменений. Изучены основные производственные нормативы и разработан комплекс физических упражнений производственной гимнастики для работников сервиса автомобилей, позволяющий снизить воздействия климатических факторов на эффективность труда.
В статье рассматривается вопрос включения в учебно-тренировочные занятия по физической культуре в вузе новой для нашей страны игры, называемой хуптакрау, которая широко распространена в странах ЮгоВосточной Азии и востребована среди студентов этих стран, обучающихся в России. Включение элементов хуптакрау в учебный процесс студентов СПбГУАП продемонстрировало достаточно высокий интерес занимающихся к данному виду физической активности и практическую пользу игры с точки зрения улучшения координации движений и приобретения навыков владения мячом.