Статья посвящена исследованию проблемы совершенствования координационных способностей студентов, способствующих их личностному развитию, улучшению спортивных результатов и общей физической подготовленности; обеспечения многостороннего и гармоничного развития у студентов двигательных качеств на основе стретчинг-технологии, которая сочетает в себе элементы растяжки и координации движений. Включение стретчинг-технологии в учебный процесс позволяет не только развивать гибкость, но и улучшить баланс, ловкость, быстроту и точность движений. Главная задача исследования – анализ основных физических качеств личности (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость) как компонентов стретчинг-технологии совершенствования координационных способностей студентов. Авторами статьи доказывается тезис о том, что гармоничное развитие двигательных качеств, совершенствование координационных способностей студентов требует организации занятий, включающих не только физическую подготовку, но и формирование правильных двигательных навыков, координации, гибкости и силы. Это требует комплексного подхода, который учитывает, как физиологические, так и психологические аспекты
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
- Префикс DOI
- DOI: 10.24412/1991-5497-2025-2111-189-191
- eLIBRARY ID
- 774933
Актуальность выбранной проблемы исследования обусловлена тем, что современное образование требует от студентов не только глубоких знаний в сфере профиля подготовки, но и развитых координационных способностей, играющих ключевую роль в успешности будущей профессиональной деятельности. Следует также отметить, что в условиях современных цифровых трансформаций, открывающих новые горизонты для физической активности и спорта молодого поколения, одной из приоритетных задач образовательной организации становится обеспечение многостороннего и гармоничного развития двигательных качеств обучающихся, интеграция инновационных подходов к тренировкам и развитию физических навыков. «Большинство исследователей основным принципом создания нового считают прогрессивное начало. Так, В. И. Загвязинский и И. Н. Емельянова полагают, что новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не выдвигались или не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования» [1, с. 87]. Большинство видов деятельности нуждаются в четко скоординированных мышечных усилиях, функциональных возможностях организма. При этом одним из значимых условий является высокий уровень общей работоспособности студентов, их физического, психического и функционального состояний, обеспечивающих: мотивацию к физической активности; потребность в физкультурно-оздоровительной деятельности; развитие координационных способностей; овладение жизненными навыками и умениями ведения здорового образа жизни. Это создает синергетический эффект, позволяющий не только повысить физическую активность студентов, но и сформировать здоровый образ жизни, что является ключевым фактором для устойчивого развития образования в целом. В связи с этим внедрение инновационных технологий в процесс обучения, среди которых мы выделили стретчинг-технологию, становится особенно актуальным как один из видов гимнастики и физкультурно-оздоровительной деятельности. Стретчинг-технология (от английского «stretching» – растягивание, растяжка) в статье рассматривается как совокупность различных методов растяжки мышц и связок, направленных на улучшение гибкости, выносливости, быстроты и ловкости. Данная технология способствует также подвижности суставов, увеличению диапазона движений, предотвращению травм и улучшению общего физического состояния человека в целом. «Стретчинг оказывает комплексное воздействие на организм. Он улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц и уменьшению стресса. Регулярные занятия стретчингом повышают гибкость суставов, что важно для поддержания амплитуды движений и предотвращения травм, снижает риск суставных заболеваний и дегенеративных изменений позвоночника» [2, с. 158–161]. Кроме того, по мнению Ф. А. Курманбаевой, систематическая практика стретчинг-технологии оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние студентов [3]. В процессе выполнения упражнений на растяжку человек расслабляется, у него снижается уровень стресса, что приводит к улучшению настроения. Это делает стретчинг-технологию не только физической, но и психологической практикой в области совершенствования таких физических качеств личности, как сила, гибкость, выносливость, быстрота и ловкость. Вопросы стретчинга исследовались в различных научных направлениях: одно из средств мотивации студентов к занятиям физкультурой и спортом, система оздоровительных упражнений (В. С. Шаврина, М. А. Щеголева) [2]; комплекс методов и средств, способствующих повышению эластичности мышц (Ф. А. Курманбаева) [3], совершенствование координационных способностей студентов на занятиях по физической культуре (И. А. Мялицин, И. Ф. Нуруллин, Г. Ф. Хамидуллина, М. З. Шакирзянов) [4] и др. Однако в настоящее время специальные исследования по развитию координационных способностей студентов вуза путем стретчинга отсутствуют. Целью исследования является выявление возможностей стретчинг-технологии как совокупности специальных упражнений и тренировочных программ, существенно повышающих уровень координационных способностей студентов. Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи: на основе изучения, систематизации и обобщения различных подходов к исследуемой проблеме наметить авторскую позицию в контексте совершенствования координационных способностей студентов современного вуза; обосновать оптимальные стратегии физической активности, а также основные виды физических упражнений, способствующие совершенствованию координационных способностей студентов. Научная новизна представленного исследования заключается в выявлении наиболее эффективных методов и средств, способствующих совершенствованию координационных способностей и позволяющих быстрому и качественному решению двигательных действий при возникновении нестандартных и неожиданных ситуаций. В качестве одного из таких технологий в статье рассматривается стретчинг-технология как средство повышения гибкости, выносливости, быстроты и ловкости в процессе силовых видов занятий. Данная технология, по мнению некоторых исследователей (И. А. Мялицин, И. Ф. Нуруллин, Г. Ф. Хамидуллина, М. З. Шакирзянов) [4], выступает важным компонентом комплексного подхода к физической подготовке, что особенно важно в условиях современного образа жизни, когда большинство студентов сталкиваются с малоподвижным образом жизни, мышечными дисбалансами, снижением эластичности суставов, мышц и связок. В основе стретчинг-технологии лежит комплекс упражнений, способствующих развитию гибкости и подвижности, вырабатыванию координационных способностей. Теоретическая значимость заключается в расширении представлений о координационных способностях студентов и условиях их совершенствования на основе стретчинг-технологии; об умениях эффективного и гармоничного выполнения движений, которые играют значимую роль не только в спортивной деятельности, но и в повседневной жизни. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения рекомендаций по реализации стретчинг-технологии в практической педагогической деятельности преподавателей физической культуры и спорта в условиях вуза, благодаря чему возможно существенно улучшить физическую подготовку и общее состояние здоровья обучающихся. Совершенствование координационных способностей студентов с помощью стретчинг-технологии представляет собой интересную и перспективную область для исследования. Стретчинг-технология включает в себя разнообразные техники растяжки мышц, которые способствуют повышению их эластичности, а также улучшению общей подвижности суставов. Это может включать статическую, динамическую и комбинированную растяжки. Координационные способности включают в себя множество компонентов, которые важны для успешного выполнения физических задач. Как показал анализ научных работ (И. А. Мялицин, И. Ф. Нуруллин, Г. Ф. Хамидуллина, М. З. Шакирзянов) [4], а также собственные исследования (И. Н. Воробьева, А. Н. Глухарев, Г. Т. Годжиев, Р. Х. Козаев, А. А. Хамикоев) [5; 6], проводимые на базе Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, гармоничное развитие двигательных качеств включает в себя не только физическую подготовку, но и формирование точных двигательных навыков, повышение силовых показателей, развитие выносливости, быстроты, гибкости, ловкости. Было установлено также, что регулярная растяжка улучшает амплитуду движений, что критически важно для многих видов спорта, так как приводит к улучшению техники выполнения упражнений и, как следствие, к снижению вероятности получения травм во время активных физических занятий. Это требует комплексного подхода, который учитывает, как физиологические, так и психологические аспекты. Дадим краткую характеристику каждому из перечисленных показателей и покажем связь между стретчинг-технологией и каждым из этих качеств. Одним из основных физических качеств в большинстве видов спорта специалисты считают силовые показатели (Д. Н. Баева, И. Г. Комарова, И. Г. Максименко, Г. Н. Максименко), в связи с чем преподавателям физической культуры и спорта следует уделять максимум внимания ее развитию [7]. Силовые качества в рамках стретчинг-технологии чаще рассматриваются следующих видов: динамические (в двигательном режиме рабочего звена); статические (в режиме сохранения положения звеньев тела) и комбинированные (сочетание двух и более режимов работы в одном подходе). Степень усилия во всех упражнениях и движениях оценивается по «абсолютной величине» (максимальное усилие, которое спортсмен вырабатывает в динамическом или статическом режиме) и «относительной величине» (для сравнения силовой подготовленности нескольких спортсменов). Связь между стретчинг-технологией и силой является сложной и многогранной. Сила играет важную роль в выполнении различных движений, требующих координации, так как развитие силы способствует более четкому и контролируемому выполнению движений, что улучшает общую координацию. Стретчинг-технология способствует расслаблению мышц после интенсивных силовых тренировок. Это улучшает кровообращение и помогает быстрее восстановить силы, что позволяет увеличить общую производительность в последующих тренировках. На занятиях по физической культуре важной задачей, способствующей не только улучшению физической формы, но и повышению общей работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния и укреплению здоровья, является развитие выносливости – способности организма длительное время выполнять физическую работу без значительного утомления. Процесс развития выносливости у студентов включает в себя комплекс различных тренировочных программ, постепенно увеличивающих нагрузку и позволяющих каждому студенту развивать свою выносливость в комфортном для него темпе. Стретчинг-технология активизирует кровообращение, что позволяет лучше снабжать мышцы кислородом и питательными веществами. Это важно для поддержания выносливости, особенно при длительных физически интенсивных нагрузках. Более гибкие мышцы могут выполнять движения с меньшими затратами энергии, что способствует улучшению выносливости. Это особенно важно для видов спорта, требующих длительных усилий, таких как бег, плавание или велосипедный спорт. Как одна из значимых физических качеств, играющих важную роль не только в различных видах спорта, но и в повседневной жизни, выступает быстрота. Развитие быстроты требует включения специальных упражнений, игровых форм активности, динамичных видов деятельности, то есть разнообразить тренировочный процесс. Создание поддерживающей и мотивирующей атмосферы на занятиях поможет студентам повысить уверенность в своих силах, преодолеть внутренние барьеры, поднять общую работоспособность, усилить мотивацию к самостоятельным занятиям (Д. О. Заречнев, С. В. Калинин, А. А. Левченко, В. А. Морозов) [8], достичь поставленных целей. Регулярное использование стретчинг-технологии улучшает гибкость мышц и суставов, повышает быстроту и выносливость, что позволяет студентам выполнять движения с большей амплитудой и скоростью, улучшает координацию движений. В числе перечисленных качеств важная роль отводится также гибкости, характеризующейся высокой подвижностью и маневренностью организма, повышенной подвижностью в суставах, оптимальной амплитудой движений в результате воздействия внешних сил. Гибкость и координация движений, отмечают некоторые исследователи (В. Д. Никитина, А. С. Сидоренко), представляют два взаимосвязанных аспекта физической активности, которые играют важную роль в достижении высокой спортивной эффективности и общего физического состояния [9; 10]. Гибкость определяется как способность суставов и мышц выполнять движения в полном диапазоне, что позволяет телу адаптироваться к различным физическим нагрузкам и избегать травм. Стретчинг-технология, как известно, увеличивает гибкость, что может позволять увеличивать диапазон движений во время выполнения силовых упражнений. Это, в свою очередь, может улучшить технику выполнения упражнений и снизить риск травм. Гибкость повышается за счет растягивания с применением усилий собственных мышц совместно с работой группы мышц, которые располагаются параллельно друг другу и, сокращаясь, приводят костные рычаги в противоположно направленное действие, поэтому и считается стретчинг наиболее эффективным механизмом для развития гибкости, чем маховые и пружинящие движения. Немаловажным физическим качеством личности, оказывающим существенное влияние на координацию и точность движений, выступает ловкость. Для формирования ловкости (А. С. Воронкина, Я. А. Гончарук) как способности стремительно и рационально преобразовывать двигательную деятельность необходимо чаще заниматься физическими упражнениями, требующими точной и быстрой реакции на изменения в окружающей среде, что особенно важно в спортивных дисциплинах, требующих высокой степени ловкости и точности [11, с. 448–456]. К таким видам занятий можно отнести спортивные и подвижные игры, содействующие тому, что студенты оказываются перед необходимостью быстрого принятия решения во время игры, и тем самым совершенствуются их двигательные умения и навыки. Использование на занятиях упражнений, требующих быстрого реагирования и маневрирования, помогает студентам развивать ловкость в условиях соревнования. Это позволяет студентам более эффективно выполнять сложные движения. Регулярные занятия с применением стретчинг-технологии помогают не только повысить уровень ловкости, но и снизить риск травм, что делает их важной частью тренировочного процесса для студентов. Таким образом, в заключение отметим, что стретчинг-технология способствует развитию ловкости, улучшая гибкость и подвижность суставов. Одним из основных преимуществ стретчинг-технологии является ее доступность и простота выполнения. Упражнения могут быть адаптированы под уровень подготовки студентов, что делает их подходящими как для начинающих, так и для более опытных спортсменов. Кроме того, стретчинг-технологию можно реализовать как в группах, так и индивидуально, что позволяет каждому студенту работать в своем темпе и добиваться максимальных результатов. Для достижения наилучших результатов важно совмещать упражнения на растяжку и упражнения на силу, выносливость, гибкость, быстроту и ловкость. Регулярная растяжка эффективно воздействовать на общую физическую подготовленность, способствует улучшению осанки, снижению мышечного напряжения и повышению общего уровня комфорта в повседневной жизни. Например, программы тренировок могут включать элементы функционального тренинга, которые развивают все перечисленные характеристики одновременно. Повышение гибкости и ловкости через стретчинг-технологию может позволить студентам выполнять движения более эффективно и с меньшими усилиями, что непосредственно влияет на координационные способности. Это и составляет основу стретчинг-технологии, так как регулярные занятия растяжкой, как уже отметили, повышают гибкость, что, в свою очередь, способствует лучшей координации движений. Развитие координационных способностей студентов требует комплексного подхода, включающего в себя работу над всеми перечисленными физическими качествами, а стретчинг-технология открывает новые возможности для создания специализированных программ, направленных на решение конкретных задач в условиях быстрого темпа жизни и постоянного стресса.
Основные характеристики
- Издательство
- РМНКО
Список литературы
1. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: учебник и практикум для вузов. Москва: Юрайт, 2020.
2. Шаврина В.С., Щеголева М.А. Стретчинг как система оздоровительных упражнений. Тенденции развития науки и образования. 2024; № 111-6: 158–161.
3. Курманбаева Ф.А. Стретчинг – как средство развития гибкости и повышения физической активности. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2020; Т. 10,
№ 11: 285.
4. Нуруллин И.Ф., Шакирзянов М.З., Мялицин И.А., Хамидуллина Г.Ф. Совершенствование координационных способностей студентов на занятиях по физической культуре. Лучшая студенческая статья 2021: сборник статей XXXVI Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2021: 94–96.
5. Глухарев А.Н., Хамикоев А.А., Годжиев Г.Т., Воробьева И.Н. Терминология спортивной гимнастики: учебно-методическое пособие. Владикавказ: Мавр, 2023.
6. Козаев Р.Х., Воробьева И.Н. Применение силовых видов спорта в современном вузе для укрепления здоровья студентов. Инновации в образовании. 2024; № 8: 103–111.
7. Максименко И.Г., Максименко Г.Н., Комарова И.Г., Баева Д.Н. Скоростная и скоростно-силовая подготовленность спортсменов, специализирующихся в различных
видах спортивных игр. Теория и практика физической культуры. 2020; № 7: 76–77.
8. Заречнев Д.О., Калинин С.В., Левченко А.А., Морозов В.А. Особенности организации самостоятельных занятий по физической культуре студенческой молодежи. Мир
науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 37–38.
9. Никитина В.Д. Совершенствование координационных способностей у студентов. Актуальные проблемы физического воспитания студентов: материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2022: 338–346.
10. Сидоренко А.С. Улучшение гибкости и межмышечной координации студентов юношей в аспекте сдачи нормативов комплекса ГТО. Студенческий спорт: состояние и
перспективы развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Сургут, 2022: 88–91.
11. Воронкина А.С., Гончарук Я.А. Ловкость как физическое качество. Синергия наук. 2021; № 59: 448–456.