Глобализация, информатизация и постиндустриализм, пандемия коронавируса и рост спроса на внутренний туризм, в том числе на уникальные этнотуры, коренным образом изменили статус историкокультурного наследия и этнокультурного туризма. Комплексное, разноплановое исследование исторического и культурного наследия и сфер его использования в туристских практиках актуально с точки зрения эффективности реализации национальной политики в полиэтнических регионах России. Если ранее туризм был просто формой времяпрепровождения и досуга, то сейчас за счет эффективного стратегического планирования и проектирования его развития он постепенно превращается, благодаря эффективной монетизации, в мощную туриндустрию, активно использующую потенциал этнокультурного наследия народов для повышения уровня дохода и качества жизни населения Республики Башкортостан
Введение. В статье рассматриваются проблемы финансового обеспечения целевых экологических программ.
Материалы и методы. В ходе исследования использованы методы правового анализа, синтеза, обобщения и сравнительно-правовой, которые позволили выработать возможные пути решения исследуемых проблем.
Анализ. Проведенные в начале XXI века реформы бюджетного, налогового и экологического законодательства фактически разрушили имевшийся эколого-экономический механизм природопользования, что повлекло за собой значительные проблемы в области финансового обеспечения программных мероприятий. В настоящее время государственные программы являются важным инструментом финансового обеспечения охраны окружающей среды и рассматриваются в качестве правовой формы и юридического основания финансирования экологически значимых мероприятий, однако не могут показать в полной мере своей эффективности. Основным источником финансирования природоохранных мероприятий в настоящее время выступают бюджетные средства. Финансовые средства из внебюджетных источников привлекаются недостаточно, что может вызывать проблемы недостатка финансирования, особенно на местах. Среди иных проблем финансового обеспечения природоохранных мероприятий следует отметить тенденцию к снижению общих объемов финансирования, отсутствие финансового обеспечения отдельных важных мероприятий, финансирование от объема имеющихся средств, неравномерность их распределения в бюджетном цикле.
Результаты. Выдвигаются предложения по совершенствованию системы финансового обеспечения целевых экологических программ, которые позволят сделать их эффективным инструментом экологического планирования даже в условиях антироссийских санкций, пандемии и экономического кризиса.
Введение: актуальность статьи связана с необходимостью обеспечения прорывного социально-экономического развития и вхождения России в число стран с высоким индексом промышленного производства на основе разработки и применения критически значимых инновационных технологий. Цель - на основе комплексного анализа документов стратегического планирования и действующего законодательства выявить факторы, ограничивающие возможности органов публичного управления по обеспечению достижения глобального технологического лидерства, и перспективы их преодоления.
Методологическая основа: общие и частные научные методы познания объективной действительности, включая анализ, синтез, абстрагирование, формально-юридический и другие методы научного познания.
Результаты: выявлено современное состояние нормативно-правового регулирования деятельности органов публичного управления в области обеспечения разработки и внедрения наукоемких технологий в производственный процесс и присущие ему недостатки.
Вывод: требуется пересмотреть законодательство о науке и государственной научно-технической политике с последующей разработкой проекта закона, систематизирующего правила организации и осуществления научной и научно-технической деятельности; сформировать единый подход к организации публичного управления на территориях с режимом стимули-рования разработки наукоемких технологий; конкретизировать правила взаимодействия органов государственного управления в части его форм и методов, установления обязательности разработки и принятия ими соответствующих регламентов для продвижения результатов перспективных научных разработок в производственный процесс.
Цель исследования - выявление наиболее острых проблем, связанных с рекреационным природопользованием приморских туристических территорий, и разработка рекомендаций по их решению или смягчению. Материалы и методы. Исследование охватывает наиболее популярные приморские территории России. Использован сравнительно-описательный метод, SWOT-анализ, метод дедукции для отражения его результатов, проведена оценка рекреационной емкости береговой зоны. Результаты и обсуждение. Развитие туризма в приморских регионах сдерживается несовершенством законодательства, опасными природными явлениями, неэффективным управлением, конфликтами природопользования в целом. Эффективное стратегическое планирование, в частности, развитие новых видов туризма способствует перераспределению туристических потоков в пространстве и во времени, что позволит снизить нагрузку на природные ландшафты и инфраструктуру. Необходимы конкретные меры законодательной поддержки новых видов туризма. Выводы. Для предотвращения негативных последствий ожидаемого роста туристического потока рекомендуется использовать механизмы стратегического планирования: комплексные оценки рекреационного потенциала, мониторинг антропогенной нагрузки, совершенствование нормативно-правовой базы.
Рассматривается роль систем поддержки принятия решений (СППР) в процессах управления организациями. Прослеживается путь СППР от простейших систем обработки данных до современных платформ. Обсуждаются ключевые принципы СППР, такие как принятие решений на основе данных, ориентация на пользователя и применение принципов системного дизайна. Рассматривается архитектура СППР, включая основные компоненты: системы управления базами данных (СУБД), системы управления моделями (СУМ), пользовательский интерфейс (UI) и компоненты управления знаниями. Анализируются типы архитектур, их преимущества, ограничения и подходы к проектированию СППР. Акцентируется внимание на применении СППР в разных секторах - от бизнеса и здравоохранения до городского планирования. В статье подчеркивается роль СППР в повышении эффективности, поддержке сложных решений и внедрению стратегических инициатив. Также рассматривается специальный тип СППР - нечеткие когнитивные карты и когнитивные системы, которые расширяют функциональность СППР путем моделирование сложных взаимосвязей и предоставление динамичных стратегий развития систем. В итоге СППР позиционируются как ключевые инструменты для управления сложными и изменяющимися аспектами современного процесса принятия решений, при этом постоянные инновации усиливают их стратегическую ценность и значимость.
Сложность происходящих политических событий и ситуаций актуализирует вопросы поиска методологических и аналитических конструкций, способных объяснить политическую действительность. Политическая картина мира, находящая свой источниковый потенциал в политических формальных и неформальных институтах и отображающаяся в политическом сознании и действиях как лиц, принимающих решения, так и простых граждан, может служить исследовательской моделью для осмысления происходящих процессов. Целью статьи является исследование представленности в документах стратегического планирования России структурных элементов концепта «политическая картина мира» как понятийно структурированного образа, интерпретирующего происходящие общемировые и внутригосударственные процессы и содержащего представления о целевых направлениях политического, социально-экономического, экологического, технологического развития. В качестве методологической основы исследования выбраны системный и структурно-функциональный подходы и теория коммуникативного действия. Для анализа документов стратегического планирования применялись методы сравнительного анализа и контент-анализа. Система стратегического управления государства не только выступает в качестве механизма трансляции политических картин мира, но и включает в себя картиноформирующие политические институты. Политическая картина мира в системе стратегического планирования является, по сути, компенсаторным механизмом предотвращения конфликтов в глобальном пространстве взаимодействия различных картин мира.
В статье выявлены основные меры и административные механизмы имплементации технологического прогнозирования в государственную технологическую политику, включающие государственные закупки инноваций, создание особых экономических зон, соглашения о свободной торговле, формирование сети знаний, подготовку кадров и развитие человеческих ресурсов, национальные стратегии, поддержку инновационных компаний. В работе проанализировано, каким образом указанные меры и административные механизмы реализуются в рамках технологической политики Республики Корея. В итоге представленные административные механизмы классифицированы с точки зрения их свойств: правовой и организационной составляющих, свободы или обязательности действий субъектов. Такая классификация может иллюстрировать возможные подходы к управлению технологической политикой и служить справочником для выбора государственными органами советующих механизмов к реализации в зависимости от принятых особенностей (культурных, управленческих, политических) в стране. Практическое применение вышеобозначенного перечня административных механизмов обусловлено необходимостью создания «базы» для адаптации и внесения изменений в проводимые государственные технологические политики с целью учета технологических прогнозов. Кроме того, изученный опыт Республики Корея может быть интересен для российской практики с точки зрения способов реализации административных механизмов.
Введение. В настоящей статье автор рассматривает российскую систему высшего образования, которая организована в том числе как один из сегментов экономики знаний. Экономический взгляд предполагает, что обучающиеся и конкурирующие друг с другом образовательные организации должны наиболее эффективно обмениваться информацией. В качестве такого средства обмена критически важными сведениями на рынке образовательных услуг рассматриваются различные рейтинги, дается обзор основных рейтинговых систем, ключевых аспектов их методологии. Целью настоящей статьи является предложение подхода к построению рейтингов образовательных организаций высшего образования, составленных из трех взаимосвязанных уровней: вуза, направления подготовки (специальности) и образовательной программы.
Методы. В работе использованы инструменты моделирования, сравнительный анализ существующих рейтинговых систем. Предлагаемый подход опирается на методики расчета показателей в рамках форм официальной статистики (ВПО-1, ВПО-2), мониторинга системы высшего образования. Научная новизна исследования. Принципиальное отличие предложенного подхода от действующих рейтинговых систем состоит во введении иерархического принципа построения рейтингов, в котором обеспечена связанность разных рейтинговых уровней, последовательное влияние результатов одного уровня на другой. Данный принцип, по мнению автора, логически коррелирует с задачей, которую решает потребитель образовательной услуги, последовательно выбирая образовательную организацию, направление подготовки (специальность) и образовательную программу для обучения. Кроме того, группировка показателей в рейтинговой методике произведена по субъектному принципу, через акторов, взаимодействующих с вузом (абитуриент, студент, выпускник, преподаватель), а не по направлениям деятельности вуза, как это обычно реализовано в основных рейтинговых моделях (образовательная деятельность, научная деятельность, международная деятельность и т. д.). Таким образом, автором представлен результат систематизации существующих классификаций рейтингов и предложен свой оригинальный подход с многоуровневой классификацией, не только по показателям, но и по целевой аудитории.
Результаты. Предложена модель иерархически связанного семейства рейтингов трех уровней: вуз, направление подготовки, образовательная программа. Для всех уровней сформированы наборы показателей, объединенные в одни и те же блоки: «абитуриент», «студент», «выпускник», «научно-педагогический работник», «комплексный блок показателей рейтингового уровня», «штрафы». Для каждого блока показателей в каждом из уровней предложен его вес. Приведены две расчетные формулы - для расчета рейтингового значения на каждом из рейтинговых уровней, для расчета значения каждого блока показателей на любом уровне рейтинга. В каждом блоке показателей каждого уровня рейтинга предложены наборы показателей, их предлагаемый вес в расчете, а также сами принципы калькуляции, предпочтительные исходные информации для расчетов и/или верификации сведений.
Выводы. Предлагаемая рейтинговая модель может быть пилотирована на группе образовательных организаций высшего образования, либо может логически лечь в основу развития существующих отечественных рейтинговых систем. Реализация иерархического подхода к составлению рейтингов российских вузов позволит повысить эффективность обмена информацией на рынке образовательных услуг за счет адаптации к пути выбора поступающего: от вуза к направлению подготовки и конкретной образовательной программе.
Введение. Никто не отрицает важности и необходимости участия населения в управлении муниципальными образованиями, поскольку такое участие повышает эффективность управления за счет учета интересов населения, делает его демократичным, способствует преодолению коррупции. В настоящее время большинство авторов оценивают масштаб гражданской активности как низкий и дают этому факту негативную оценку. Однако уровень гражданской активности зависит от многих внутренних и внешних факторов и изменяется со временем. Целью исследования является оценка масштаба гражданской активности в процессах управления муниципальными образованиями на примере региона Свердловская область.
Методы. В выборке объектов исследования применен территориально-пространственный принцип разделения территории на управленческие округа, центрами которых являются города разной людности. В анализ вошли города широкого спектра: от малого до крупного, что позволило получить целостную картину изучаемого феномена. Эмпирическую базу исследования образуют статистические данные и отчеты об участии населения в мероприятиях по принятию управленческих решений, опубликованные на официальных сайтах муниципалитетов региона. К ним отнесены общественные слушания по принятию бюджета, Устава муниципального образования, участие населения в разработке стратегий развития, инициативного бюджетирования, голосования по благоустройству территории. В своей совокупности эти мероприятия лежат в фундаменте функционирования и развития муниципалитетов.
Результаты. Установлено, что по всем формам участия в управлении муниципальным образованием на этапе принятия решений гражданскую активность населения следует оценить как низкую.
Выводы. Необходимо преодолеть негативную коннотацию оценки низкого участия населения в управлении муниципальным образованием и признать факт типичности масштаба гражданского участия в современных условиях. Для отдельных управленческих мероприятий нужна высокая активность населения, для других массовость нежелательна и может служить помехой работе аппарата управления. Органы власти должны способствовать формированию гражданской активности и созданию условий для дозированного кооптирования населения в текущий управленческий процесс.
С введением в Лесной кодекс РФ статьи 12.1, определяющей понятие лесного комплекса в качестве единства различных видов деятельности, осуществляемых в лесном хозяйстве и лесной промышленности, государственная политика стала в большей степени направленной на комплексной решение задач, поставленных для опережающего развития лесного комплекса. В настоящей статье рассмотрены программные документы, определяющие основные направления развития лесного хозяйства в качестве важнейшей компоненты лесного комплекса. Систематизированы документы стратегического планирования в лесной отрасли и рассмотрены их основные положения. Особое внимание уделено анализу Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года как центрального акта в системе документов стратегического планирования. Предложены меры по повышению эффективности использования и охраны лесов, обеспечению организации устойчивого управления лесами, основными из которых являются использование государственных информационных систем в сфере лесного хозяйства и переход к применению цифровых технологий.
Предметом исследования в настоящей статье выступает анализ предпосылок создания экспериментальных правовых режимов в правовом регулировании Российской Федерации и расширения области их применения. Авторами выявлены положительные эффекты от установления экспериментальных правовых режимов в условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета и подготовки соответствующих кадров в сжатые сроки и с максимальным погружением в сферу информационных технологий, а также обозначены риски для российской правовой системы, обусловленные стремительным распространением практики применения данного инструмента. Предметом исследования в настоящей статье выступает анализ предпосылок создания экспериментальных правовых режимов в правовом регулировании Российской Федерации и расширения области их применения. Авторами выявлены положительные эффекты от установления экспериментальных правовых режимов в условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета и подготовки соответствующих кадров в сжатые сроки и с максимальным погружением в сферу информационных технологий, а также обозначены риски для российской правовой системы, обусловленные стремительным распространением практики применения данного инструмента. В фокусе авторского внимания находятся также особенности апробации новаторских подходов в сфере образования в рамках осуществления экспериментального правового режима на федеральной территории «Сириус». При исследовании использовались такие методы научного познания, как: общенаучный, диалектический и формально-юридический методы. Одновременно автор исходит из объективно-субъективной заданности процессов и явлений, и их взаимосвязанности. Новизна исследования заключается в постановке проблемы, подходах к ее исследованию. Автор делает вывод о том, что расширение практики применения экспериментального нормотворчества в целях нивелирования риска утраты правопорядком своей устойчивости указывает на необходимость создания федерального нормативного правового акта, который создаст единый понятийно-категориальный аппарат, введет стандарт (порядок) учреждения экспериментальных правовых режимов, а также создаст параметрическую шкалу показателей мониторинга эффективности и результативности экспериментальных правовых режимов.
Каждая новая американская администрация принимает и публикует ряд важных документов, в которых отражены официальные взгляды руководства страны на наиболее актуальные проблемы внешней и внутренней политики Соединенных Штатов. Среди подобных проблем государственного уровня далеко не последнее место занимают вопросы войны и мира, оценки угроз и вызовов международной безопасности, роли военной силы и ядерного оружия в ее обеспечении и целый ряд других. При этом каждая новая администрация так или иначе корректирует взгляды своих предшественников на названные проблемы, особенно если те принадлежат к другой политической партии. Настоящая интрига сложилась в этой связи с приходом в 2025 г. к власти в США Д. Трампа. Для того чтобы приблизиться к пониманию контуров обновленной стратегии США в сфере международной безопасности, оценить степень ее возможной преемственности по отношению к подходам предыдущих администраций, авторы провели последовательный сравнительный анализ ключевых документов американского политико-военного планирования по нескольким основным параметрам: 1) как в них оценивается международная обстановка в целом; 2) какими видятся основные угрозы и вызовы безопасности; 3) кто рассматривается в качестве вероятных противников США; 4) как оценивается роль ядерного оружия в политике безопасности США; 5) как трактуются проблемы стратегической стабильности и стратегического сдерживания; 6) какие требования предъявляются к ядерным силам США; 7) какие приоритеты ставятся в рамках программ модернизации ядерных сил; 8) какую позицию они занимают по проблеме контроля над ядерными вооружениями. Авторы приходят к выводу, что новая администрация Д. Трампа, безусловно, внесет определенные изменения в документы стратегического планирования США, принятые Дж. Байденом, прежде всего в направлении усиления роли ядерных вооружений в политике безопасности, равно как и развития систем противоракетной обороны. Основное внимание США будет, вероятно, обращено на Китай, в то время как проблемы, связанные с Россией, станут рассматриваться как носящие менее долгосрочный характер и более поддающиеся урегулированию в интересах Соединенных Штатов. При этом контроль над ядерными вооружениями отойдет на второй план в американской политике, хотя попытки привлечь Китай к этому процессу могут быть продолжены. Запланированные программы модернизации стратегических ядерных сил США останутся неизменными, но могут быть дополнены расширением программ в области противоракетной обороны. В целом политика безопасности США будет носить более жесткий характер и требовать, наряду с прочим, быстрого и эффективного разрешения всех существующих и потенциальных проблем в данной области.