Стратегическое планирование в сфере использования и охраны лесов в России: правовой аспект (2025)

С введением в Лесной кодекс РФ статьи 12.1, определяющей понятие лесного комплекса в качестве единства различных видов деятельности, осуществляемых в лесном хозяйстве и лесной промышленности, государственная политика стала в большей степени направленной на комплексной решение задач, поставленных для опережающего развития лесного комплекса. В настоящей статье рассмотрены программные документы, определяющие основные направления развития лесного хозяйства в качестве важнейшей компоненты лесного комплекса. Систематизированы документы стратегического планирования в лесной отрасли и рассмотрены их основные положения. Особое внимание уделено анализу Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года как центрального акта в системе документов стратегического планирования. Предложены меры по повышению эффективности использования и охраны лесов, обеспечению организации устойчивого управления лесами, основными из которых являются использование государственных информационных систем в сфере лесного хозяйства и переход к применению цифровых технологий.

Издание: ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): БЫКОВСКИЙ Вадим Кириллович
Сохранить в закладках
Расширение направлений экспериментальных правовых режимов (на примере федеральной территории «Сириус») (2025)

Предметом исследования в настоящей статье выступает анализ предпосылок создания экспериментальных правовых режимов в правовом регулировании Российской Федерации и расширения области их применения. Авторами выявлены положительные эффекты от установления экспериментальных правовых режимов в условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета и подготовки соответствующих кадров в сжатые сроки и с максимальным погружением в сферу информационных технологий, а также обозначены риски для российской правовой системы, обусловленные стремительным распространением практики применения данного инструмента. Предметом исследования в настоящей статье выступает анализ предпосылок создания экспериментальных правовых режимов в правовом регулировании Российской Федерации и расширения области их применения. Авторами выявлены положительные эффекты от установления экспериментальных правовых режимов в условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета и подготовки соответствующих кадров в сжатые сроки и с максимальным погружением в сферу информационных технологий, а также обозначены риски для российской правовой системы, обусловленные стремительным распространением практики применения данного инструмента. В фокусе авторского внимания находятся также особенности апробации новаторских подходов в сфере образования в рамках осуществления экспериментального правового режима на федеральной территории «Сириус». При исследовании использовались такие методы научного познания, как: общенаучный, диалектический и формально-юридический методы. Одновременно автор исходит из объективно-субъективной заданности процессов и явлений, и их взаимосвязанности. Новизна исследования заключается в постановке проблемы, подходах к ее исследованию. Автор делает вывод о том, что расширение практики применения экспериментального нормотворчества в целях нивелирования риска утраты правопорядком своей устойчивости указывает на необходимость создания федерального нормативного правового акта, который создаст единый понятийно-категориальный аппарат, введет стандарт (порядок) учреждения экспериментальных правовых режимов, а также создаст параметрическую шкалу показателей мониторинга эффективности и результативности экспериментальных правовых режимов.

Издание: ПРАВО И ПОЛИТИКА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Ахмадова Марьям Абдурахмановна, Щунина Татьяна Евгеньевна
Сохранить в закладках
Новая администрация Д. Трампа и проблемы преемственности стратегического планирования США (2025)

Каждая новая американская администрация принимает и публикует ряд важных документов, в которых отражены официальные взгляды руководства страны на наиболее актуальные проблемы внешней и внутренней политики Соединенных Штатов. Среди подобных проблем государственного уровня далеко не последнее место занимают вопросы войны и мира, оценки угроз и вызовов международной безопасности, роли военной силы и ядерного оружия в ее обеспечении и целый ряд других. При этом каждая новая администрация так или иначе корректирует взгляды своих предшественников на названные проблемы, особенно если те принадлежат к другой политической партии. Настоящая интрига сложилась в этой связи с приходом в 2025 г. к власти в США Д. Трампа. Для того чтобы приблизиться к пониманию контуров обновленной стратегии США в сфере международной безопасности, оценить степень ее возможной преемственности по отношению к подходам предыдущих администраций, авторы провели последовательный сравнительный анализ ключевых документов американского политико-военного планирования по нескольким основным параметрам: 1) как в них оценивается международная обстановка в целом; 2) какими видятся основные угрозы и вызовы безопасности; 3) кто рассматривается в качестве вероятных противников США; 4) как оценивается роль ядерного оружия в политике безопасности США; 5) как трактуются проблемы стратегической стабильности и стратегического сдерживания; 6) какие требования предъявляются к ядерным силам США; 7) какие приоритеты ставятся в рамках программ модернизации ядерных сил; 8) какую позицию они занимают по проблеме контроля над ядерными вооружениями. Авторы приходят к выводу, что новая администрация Д. Трампа, безусловно, внесет определенные изменения в документы стратегического планирования США, принятые Дж. Байденом, прежде всего в направлении усиления роли ядерных вооружений в политике безопасности, равно как и развития систем противоракетной обороны. Основное внимание США будет, вероятно, обращено на Китай, в то время как проблемы, связанные с Россией, станут рассматриваться как носящие менее долгосрочный характер и более поддающиеся урегулированию в интересах Соединенных Штатов. При этом контроль над ядерными вооружениями отойдет на второй план в американской политике, хотя попытки привлечь Китай к этому процессу могут быть продолжены. Запланированные программы модернизации стратегических ядерных сил США останутся неизменными, но могут быть дополнены расширением программ в области противоракетной обороны. В целом политика безопасности США будет носить более жесткий характер и требовать, наряду с прочим, быстрого и эффективного разрешения всех существующих и потенциальных проблем в данной области.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ XXV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: Т. 17 № 2 (2025)
Автор(ы): Александрия Ольга Михайловна, Савельев Александр Георгиевич
Сохранить в закладках
Методика форсайт в стратегическом развитии промышленности Пензенской области (2025)

Предметом исследования являются особенности прогнозирования и стратегического планирования в регионах. Объектом исследования выступают промышленные предприятия Пензенской области. Сегодня выполнение задачи перехода России на инновационную модель развития, технологической модернизации, цифровизации экономики осложняется ситуацией неопределенности, необходимостью отвечать на большие вызовы, сложностью построения стратегических планов. Главным образом данные обстоятельства негативно сказываются на функционировании и развитии предприятий отечественной промышленной отрасли, что определяет актуальность пересмотра традиционно используемых ими методов и инструментов планирования. Особое внимание предлагается обратить на набирающий популярность в российской и зарубежной практике, форсайт. Целью данного исследования является рассмотрение возможности применения методики форсайт при формировании стратегий развития Пензенской области, в том числе промышленности, и выборе механизмов их реализации. Рассматривались научные труды иностранных и отечественных ученых в области стратегического планирования и форсайта, Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года, Закон Пензенской области о стратегическом планировании в Пензенской области. Использовалась методология системного анализа, SWOT-анализ, общенаучные методы синтеза, индукции, дедукции, сравнительный и библиографический методы. Изучены теоретические аспекты форсайта, опыт его применения в мире, стране и регионе, определен перечень задач промышленных предприятий в современных условиях хозяйствования, при решении которых может использоваться методика форсайт, выделены ее преимущества перед традиционными методами планирования и прогнозирования. Новизна исследования заключается в предложении мер по сокращению субъективности форсайт-исследований и разработке рекомендаций по внедрению форсайта в методику прогнозирования и планирования развития промышленности Пензенской области, созданию системы критериев отбора участников форсайта, формировании схемы влияния различных факторов на готовность региона (отраслей) к стратегированию. Методика форсайт-исследований способствует переходу от адаптивного подхода к изменениям внешней среды к конструктивному подходу формирования желаемого образа будущего.

Издание: ФИНАНСЫ И УПРАВЛЕНИЕ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Куликова Татьяна Андреевна, Войнова Ксения Игоревна
Сохранить в закладках
Стратегическое планирование в системе государственного управления (2025)

Статья посвящена анализу формирования стратегического планирования как новой формы государственного управления и влияния на социально-экономическую динамику. Раскрываются особенности современного индикативного планирования в РФ, его отличия от государственного планирования в условиях общественной и частной собственности на средства производства. Определены функции органов государственного управления в процессе стратегического планирования, показан особый управленческий статус национальных проектов. Представлены алгоритмы целеполагания и выделение приоритетов для долгосрочного планирования на основе нормативного и ресурсного подходов. В статье поставлены проблемы рисков прогнозирования и реализации долгосрочных индикаторов в условиях социально-экономической неопределенности и проблематичности определения ряда показателей результативности и механизмов их достижения. Структурированы социальные цели, индикаторы их достижения и национальные проекты стратегии до 2036 г.

Издание: ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Том 31 № 3 (2025)
Автор(ы): ВАСИЛЬЕВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ
Сохранить в закладках
Проблемы правового регулирования реализации основных направлений научно-технологического развития России (2025)

Предметом исследования выступает механизм правового регулирования процессов реализации национальных программ в сфере научно-технологического развития Российской Федерации. В работе проведен анализ теоретико-правовых основ данного института; рассмотрены целевые направления развития правового регулирования, указанные в Национальных проектах и иных документах, регулирующих достижение национальных целей развития; проанализировано текущее состояние и соответствие имеющихся правовых механизмов поставленным приоритетам; выявлены недостатки и коллизии в сфере регулирования научно-технологического развития; предложены меры по совершенствованию его нормативного регулирования и организационно-правовых форм практической реализации положений документов стратегического планирования. Особое внимание уделяется тому, что в документах, содержащих основополагающие принципы государственной политики в этой области, уделено недостаточно внимания правовому регулированию, в основном заявляются цели и задачи, а также планируемые к достижению результаты. Обосновывается необходимость дополнить и расширить вопросы регулирования направлений технологического развития как вновь принятыми нормативными правовыми актами, так и внесением изменений в уже имеющиеся. Для проведения исследования использовалась методология, включающая аналитический обзор документов стратегического планирования, нормативной правовой базы, проектов нормативных правовых актов и научной литературы по предмету исследования, обобщение и систематизация данных, формирование предложений по разрешению выявленных проблем. Результаты исследования показали недостаточность имеющейся правовой базы для эффективной реализации мер по достижению научно-технологического развития. Так не выработаны основные критерии и перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, для достижения приоритетных направлений научно-технологического развития. Правовые нормы, которые обусловливают конкретные шаги по реализации основных направлений научно-технологического развития Российской Федерации на текущем этапе реализации Национальных проектов, находятся в стадии становления, что соответствует критериям, которые указаны в основополагающих документах. Новизна исследования заключается в выявлении и обосновании потенциала механизма правового регулирования в сфере научно-технологического развития. Предлагаются конкретные пути улучшения правового регулирования по каждому из семи направлений научно-технологического развития. В частности предлагаются изменения в Федеральный закон № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и рекомендации по созданию технологического кодекса.

Издание: ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 6 (2025)
Автор(ы): Остроушко Александр Владимирович
Сохранить в закладках
Бюджетные меры обеспечения экономической безопасности в современных российских реалиях (2025)

В статье рассматриваются бюджетные меры обеспечения экономической безопасности России в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных государств. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках разработки, закрепления и применения бюджетных мер обеспечения экономической безопасности. Предметом исследования выступили положения нормативных правовых актов (включая бюджетное законодательство), документы стратегического планирования, а также отдельные проекты, подходы и концепции обеспечения экономической безопасности бюджетными мерами. Автор анализирует дуалистическую природу влияния бюджетных мер на экономическую безопасность, проявляющуюся через прямое и опосредованное воздействие. Особое внимание уделяется систематизации и классификации ординарных (общих) и экстраординарных (антикризисных) бюджетных мер. В статье исследуются бюджетные меры стратегического планирования, стабилизационные, социально-экономические, стимулирующие и межбюджетные механизмы, а также специальные бюджетные меры, применяемые в кризисных ситуациях. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение) и специальные научные методы: формально-юридический анализ, системный анализ права и анализ правоприменительной практики. Научная новизна исследования заключается в теоретико-методологическом осмыслении и систематизации бюджетных мер обеспечения экономической безопасности в условиях беспрецедентного санкционного давления. В работе сформулировано авторское определение бюджетных мер обеспечения экономической безопасности как комплекса взаимосвязанных бюджетно-правовых и организационных механизмов, реализуемых в рамках бюджетной системы для защиты национальных экономических интересов. Разработана оригинальная классификация бюджетных мер по механизму воздействия (прямые и косвенные), характеру применения (ординарные и экстраординарные) и содержанию (стратегические, стабилизационные, социально-экономические, стимулирующие и межбюджетные - для ординарных; институциональные механизмы антикризисного регулирования; специальные формы целевого финансирования; специальные меры поддержки населения и бизнеса; специальные механизмы макроэкономической стабилизации - для экстраординарных). Выявлена специфика антикризисных бюджетных мер в условиях санкций.

Издание: ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (2025)
Автор(ы): Темирбулатова Фатима Алиевна
Сохранить в закладках
СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ЦЕЛИ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ (2025)

В статье рассматриваются вопросы стратегического планирования пространственного развития. Представлены основные методологические подходы, которые использовались при реализации региональной политики и пространственного развития в предшествующий период новейшей истории России. Сопоставляются принятые в 2019 и 2024 гг. стратегии пространственного развития. Рассматриваются особенности условий их разработки и утверждения. Дана характеристика отдельных положений, заложенных в основу новой стратегии. Проанализированы количественные показатели, характеризующие условия, в которых развиваются процессы пространственного развития в последние годы. Делается вывод о снижении эффективности политики пространственного развития в случае принятия документов стратегического планирования, предполагающих безальтернативные сценарии. Доказывается необходимость утверждения стратегии пространственного развития, предусматривающей большее количество вариантов, чем «инерционный» и «целевой». Показана актуальность проблем взаимосвязи и взаимодополнения документов системы стратегического планирования, а также межрегионального сотрудничества. Особое внимание уделено инициативам создания опорных населенных пунктов. Формулируется тезис о том, что тенденция к концентрации населения в крупных населенных пунктах - это проблема, требующая решения, а не просто процесс, под который должна подстраиваться Стратегия пространственного развития.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 3 (189) (2025)
Автор(ы): Каранатова Лариса Геннадиевна, Елсуков Михаил Юрьевич, Шалимов Михаил Борисович
Сохранить в закладках
О СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2025)

В статье рассматриваются вопросы разработки политики в сфере импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. Рассматриваются предпосылки возникновения необходимости их решения. Санкционное давление на экономику России привело к уходу с отечественного рынка инвесторов из государств, которые проводят недружественную политику в отношении Российской Федерации. Это в свою очередь привело к разрыву экономических и технологических связей. Заставило искать замену импортируемым товарам из этих стран, реализовывать политику импортозамещения. Дальнейшая эскалация санкционного давления потребовала разработки и реализации политики обеспечения технологического суверенитета. Это потребовало по-новому взглянуть на вопросы инновационного развития. В России есть опыт реализации политики, направленной на построение инновационной экономики. На основе ее анализа, сделаны выводы о рисках обеспечения инновационного развития путем заимствования иностранных технологий, необходимости реализации политики технологического развития с опорой на собственные ресурсы. В статье рассматриваются Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации и Концепция технологического развития на период до 2030 года как документы стратегического планирования, связанные с реализацией политики в сфере импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. В статье рассмотрены проблемы функционирования системы стратегического планирования, предложены подходы согласования стратегии обеспечения технологического развития с отраслевыми стратегиями и стратегией пространственного развития. Предложены и сопоставлены варианты проведения этих согласований.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 1 (187) (2025)
Автор(ы): Каранатова Лариса Геннадиевна, Елсуков Михаил Юрьевич
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ПРИМОРСКОГО КРАЯ (2024)

В статье рассматриваются проблемы развития инвестиционно-строительного комплекса Приморского края. Предлагается определение инвестиционно-строительного комплекса региона как определенной совокупности хозяйствующих субъектов. Выделены факторы, ограничивающие развитие инвестиционно-строительного комплекса региона. Обосновывается необходимость стратегического планирования инвестиционно-строительного комплекса, что является важнейшим инструментом обеспечения его устойчивого развития. В статье выполнен среднесрочной прогноз динамики инвестиционно-строительного комплекса Приморского края в целях своевременного выявления и оценки проблем его функционирования, а также формирования адекватных механизмов государственной поддержки его развития.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 1 (106) (2024)
Автор(ы): Раевский Сергей Васильевич
Сохранить в закладках
ИНТЕГРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (2025)

В статье рассмотрены вопросы интеграции принципов устойчивого развития в систему документов стратегического планирования региона. Предмет исследования охватывает теоретические и методические аспекты внедрения концепции устойчивого развития в практику стратегирования на региональном уровне. Цель работы заключается в разработке предложений по совершенствованию подходов к стратегическому планированию социально-экономического развития региона, обеспечивающих сквозную интеграцию принципов устойчивого развития на всех его этапах. В ходе исследования проведен анализ текущего состояния внедрения принципов устойчивого развития в стратегическое управление регионами России, выявлены основные проблемы и ограничения существующей практики. Предложена логическая модель стратегического планирования, которая позволяет интегрировать принципы устойчивого развития на всех его этапах, обеспечить синхронизацию целей территориального, отраслевого и корпоративного уровней, а также использовать многосценарный подход, способствующий оперативному реагированию на изменение внешних условий и оптимальному использованию ресурсов. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их применения при актуализации региональных стратегий социально-экономического развития. Предложенные методические подходы могут быть использованы органами государственной власти при разработке документов стратегического планирования, а также при формировании механизмов мониторинга и контроля их реализации. Применение логической модели позволит повысить эффективность регионального управления и обеспечить сбалансированное развитие территорий в парадигме устойчивого развития.

Издание: ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ РОССИИ
Выпуск: № 2 (111) (2025)
Автор(ы): Кисленок Александра Анатольевна
Сохранить в закладках
Оборона страны как стратегический национальный приоритет обеспечения военной безопасности Российской Федерации (2024)

В условиях проводимой западными странами агрессивной политики с позиции силы оборона страны становится приоритетным направлением обеспечения национальной и военной безопасности Российской Федерации. В статье изложена авторская точка зрения на место и роль стратегического планирования в процессе государственного управления обороной страны, раскрываются основные элементы системы стратегического целеполагания и инструменты реализации государственной военной политики, адекватной существующим и потенциальным вызовам и угрозам военной безопасности России.

Издание: НАУКА И ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ / ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Герасимов Анатолий Васильевич
Сохранить в закладках