Исторически Ливия не входила в сферу интересов и влияния Франции, основу которых традиционно составляла франкоязычная Африка. После падения режима М. Каддафи в 2011 г. особое значение для Франции приобрели вопросы безопасности в странах СахароСахельского региона. Статью предваряет сжатый экскурс в историю франко-ливийского взаимодействия до и после падения режима Каддафи, когда ситуация внутри Ливии и на ее границах стала осложняться и превратилась в предмет растущей озабоченности в самой Франции и за ее пределами. Актуальность и новизна состоят в рассмотрении отношения Франции к ливийской проблематике в тесной увязке с силовым противодействием терроризму и обеспечением безопасности в странах Сахеля. Целью работы является анализ складывающейся в регионе ситуации, выявление мотивации и характера действий Франции в Ливии, вокруг Ливии и в контексте будущего постконфликтного урегулирования. При написании статьи на основе историко-генетического и историко-аналитического методов использованы отечественные и зарубежные монографии, статьи в научных журналах, официальные документы международных организаций. Сделаны выводы об ограниченности ресурсов и возможностей Франции стабилизировать обстановку в Ливии, о необоснованности вынужденной ставки на Х. Хафтара как точку опоры для обеспечения безопасности на юге Ливии, приграничных районах, для снижения проекции террористической угрозы на Сахаро-Сахельский регион. Также сделан вывод о критической недооценке Францией потенциала других влиятельных участников текущего ливийского кризиса, о сокращении в этих условиях возможностей Франции влиять на внутриливийское и региональное соотношение сил
В исследовании поднимается проблема вычисления экономического эквивалента человеческой жизни с точки зрения управления безопасностью. Общество находится в защищенном и безопасном состоянии при условии, что выделенных средств на обеспечение безопасности более чем достаточно. В этих условиях целесообразно человеческую жизнь оценивать в денежных единицах, что делает соизмеримыми расходы на обеспечение безопасности и социальные выплаты, в случае гибели или травмы человека. Анализируются методы определения экономического эквивалента человеческой жизни. Выделяется ряд факторов, влияющих на вычисление экономического эквивалента человеческой жизни, среди которых среднедушевой располагаемый денежный годовой доход и коэффициент смертности. Отмечается конкретная связь и взаимозависимость между средним возрастом человека и экономическим эквивалентом Э0 жизни новорожденного. Выполнен критический анализ имеющихся методик теоретического расчета экономического эквивалента человеческой жизни, который позволил выявить их существенный недостаток, а именно игнорирование наличия временной эволюции экономического эквивалента человеческой жизни в соответствии с определенным эволюционным уравнением, что является источником дополнительных ошибок при количественных расчетах в аспекте использования упомянутых методов. Выведены уравнения динамики экономического эквивалента человеческой жизни Э (t), решение которых получено в зависимости от характера изменения экономического ресурса системы P. Математический анализ показывает, что уравнения, составляющие теоретическую основу классических методик расчета экономического эквивалента человеческой жизни, могут лишь приближенно описать поведение социально-экономической системы в весьма узком интервале управляющих параметров для идеализированного случая - близости системы к состоянию равновесия. На основании результатов математического моделирования предложен уточненный алгоритм вычисления экономического эквивалента человеческой жизни, являющийся более общим, ибо искусственно не привязан к конкретному виду функции распределения, что значительно расширяет область его практического применения с целью количественного расчета Э (t) - важного инструмента управления безопасностью.
Стратегические и экономические интересы Пекина, а также необходимость в стабильных поставках энергоресурсов укрепили сотрудничество между КНР и странами Персидского залива. Эта система характеризуется сложной архитектурой взаимосвязей, включающей в себя не только прямые торговые потоки, но и политические альянсы, инвестиционные проекты и инфраструктурные инициативы. Рост влияния Китая и ослабление позиций США могут существенно изменить военно-политическую ситуацию. Прибрежные арабские государства, несмотря на исторически сложившиеся тесное сотрудничество с США, стремятся избежать однозначного выбора между Вашингтоном и Пекином. Цель исследования — определить, как стратегическое соперничество между США и КНР, которое представляет собой сложный комплекс взаимодействий, где у каждой стороны свои роли и стратегии, влияет на международные отношения и безопасность в субрегионе Персидского залива. Для этого автор оценивает изменения в концептуальных подходах руководства США к стратегической конкуренции с КНР, а также рассматривает основные принципы внешней политики Китая, которые позволяют ему усиливать влияние в субрегионе. Далее анализируется, как напряжённость между Саудовской Аравией и Ираном воздействует на региональную стратегию КНР и, как следствие, на отношения между Вашингтоном и Пекином. Анализ влияния соперничества США и Китая на стратегии ОАЭ проводится как в контексте двусторонних отношений, так и в региональном аспекте. Особое внимание уделяется тому, как Эмираты поддерживают баланс в отношениях с этими странами и укрепляют свои позиции в качестве регионального лидера. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что Пекин усиливает свои позиции в Персидском заливе благодаря собственной политике и важной геополитической тенденции, которая отражает формирование многополярности в этом субрегионе. В условиях растущей конкуренции между великими державами Китай демонстрирует способность эффективно участвовать в региональных делах. Государства Персидского залива не хотят делать выбор между США и Китаем, а стремятся сохранить свою независимость. Однако в вопросах обороны и безопасности они вынуждены полагаться на помощь Соединённых Штатов.
Наиболее прогрессивным направлением выявление и оценка радиационной, химической и биологической (РХБ) обстановки является внедрение технологий на основе искусственного интеллекта. Цель работы – разработка архитектуры перспективной системы мониторинга радиационной, химической и биологической обстановки с использованием искусственного интеллекта. Информационная база исследования. Публикации по применению математических моделей в ИИ, доступные через сеть «Интернет». Метод исследования – аналитический, от общего к частному. Рассматривали особенности использования искусственного интеллекта в автоматизированных системах управления. Результаты и обсуждение. Конфронтации с Украиной под протекторатом Запада носят многовариантный пространственный характер, и требуют постоянного мониторинга в условиях недостатка конкретной информации. Применение технологий ИИ позволит выйти за рамки простого отображения текущей ситуации, предоставляя инструменты прогнозирования развития событий. Предлагаемая архитектура перспективной системы предполагает создание единой базы данных, наполняемой верифицированной информацией из открытых источников. Разработанная структура веб-приложения, представляющего собой интерактивный интерфейс для анализа и реагирования на изменения РХБ обстановки, включающая в себя возможность между информационными слоями и получение данных в режиме реального времени. Вывод. Применение нейросетевых технологий войсками РХБ защиты позволит осуществлять поиск по заданным параметрам и проводить ретроспективный анализ данных, тем самым качественно повлияет на эффективность мониторинга РХБ угроз для войск и населения Российской Федерации.
К нежелательным событиям на мостовых сооружениях относят наступление аварийного состояния, достижения показателей грузоподъемности на ось транспортного средства и на его максимально допустимую массу, обрушение мостового сооружения. В известных научных школах применяется 50%-ный риск для определения вероятностей нежелательных событий в виде отказов и также рассматриваются перехлесты «хвостов» гистограмм распределений силовых и прочностных показателей. Между тем подобные подходы для оценки предельного состояния именно мостовых сооружений по критериям допустимости риска нежелательного события, основанные на применении перехлестов «хвостов» гистограмм распределений силовых и прочностных показателей до настоящего времени не рассматривались. Новым является описание на диаграмме пересечения аппроксимаций гистограмм распределения силовых и прочностных показателей объектов транспортного строительства центра пересечения, а также зон риска увеличения степеней свободы (потери устойчивости), риска перенапряжения и избыточной прочности. Зона риска увеличения степеней свободы (потери устойчивости) определяет влияние малых нагрузок, например тангенциальных, на существенное снижение общей способности конструкции сопротивляться нагружению. Зоны риска перенапряжения и избыточной прочности, наоборот, показывают, что перенапряжённые конструкции становятся хрупкими при приложении к ним деформаций, например температурных. В результате предложена классификация уровней риска потери несущей способности пролетных строений эксплуатируемых мостовых сооружений; дан вероятностный смысл центра равновесного состояния - центра зоны номинальной безопасности как точки пересечения аппроксимаций гистограмм распределения силовых и прочностных показателей и решена задача о центре пересечения кривых аппроксимации гистограмм распределения нагрузок и прочности законом нормального распределения, решение которой позволяет перейти к расчету риска причинения вреда.
Зона устройства деформационного шва на мостовых сооружениях является одним из самых проблемных элементов мостовых сооружений на автомобильных дорогах Республики Беларусь. При обследовании мостовых сооружений состояние деформационных швов, как правило, оценивается визуально. Такой метод оценки легко реализуем и не требует больших затрат времени, однако по сути является экспертным и требует определенного опыта и высокой квалификации специалистов. Предлагается три новых метода инструментальной диагностики деформационных швов: термографический, виброаналитический и по адаптированному показателю IRI. Предлагаемые методы позволяют выполнять более объективную инструментальную оценку состояния деформационных швов с точки зрения влияния на условия движения автомобилей по мостовому сооружению. Вопрос нарушения герметичности деформационных швов в данных исследованиях не рассматривался. Для двух методов предложены критические значения измеряемых параметров, при достижении которых необходимо выполнение ремонта зоны устройства деформационных швов. Все методы опробованы в полевых условиях. Представлены результаты измерений на нескольких мостовых сооружениях, характерных для Республики Беларусь, с железобетонными рёбристыми пролётными строениями. Предлагаемые методы могут найти применение при проведении регулярных обследований мостовых сооружений, а также мониторинге. Позволяют оценить состояние шва и прилегающих участков дорожного покрытия без ограничения движения по сооружению. Предложенные критические значения измеряемых параметров развивают теорию долговечности деформационных швов. Развитие методов оценки состояния деформационных швов позволяет более точно отслеживать момент наступления их критического состояния, требующего вмешательства ремонтных служб, и, как следствие, ведет к повышению надежности и долговечности всего мостового сооружения.
Предлагаемый метод управления инновационными и страховыми рисками в транспортном строительстве заключается в количественной оценке вклада продуктовых и технологических инноваций в экономическую эффективность инновационно-инвестиционных проектов транспортного строительства и развития сети автомобильных дорог для повышения качества транспортной инфраструктуры. Этот вклад определяется финансовой эффективностью инновации, ее перспективностью и рискованностью новшества. Его преимуществом является то, что он базируется на методах разработки технико-экономической и бизнес-оценки, а также реализации инноваций, обеспечивающих экономию ограниченных ресурсов и повышение транспортно-эксплуатационных показателей транспортных сооружений на всех стадиях их жизненного цикла при реализации проектов в условиях экономической неопределенности и меняющихся условий эксплуатации в связи с появлением новых расчетных нагрузок и увеличением интенсивности транспортных потоков. Установлен перечень факторов, сдерживающих применение инновационных материалов и технологий при реализации проектов строительства транспортных сооружений с требуемыми показателями долговечности и безотказности. Инновационный риск в транспортном строительстве может быть оценен вероятностью и среднеквадратическим отклонением ожидаемого от продуктовой или процессной инновации дохода. Этот вклад определяется финансовой эффективностью инновации, ее перспективностью и рискованностью новшества. Впервые разработаны интегральный и дискретный виды расчетных формул вычисления риска через площадь «хвоста» гистограммы распределения. Авторы впервые предлагают расширить перечень этапов жизненного цикла транспортных сооружений этапом технического перевооружения, где как раз и может быть реализован риск-ориентированный подход, требования к исполнению которого установлены Налоговым кодексом. Методы оценки эффективности процесса управления на основе теоретико-вероятностного подхода предлагается рассматривать на основе оценки утолщенности и укороченности хвостов распределений управляемого и неуправляемого процессов.
В статье рассматривается эволюция киргизско-российского сотрудничества в 2005-2010 гг. Помимо политического, экономического взаимодействия активно развивалось сотрудничество в сфере безопасности и противодействия угрозам. Актуальность данной темы обусловлена геополитической значимостью Центральной Азии для Российской Федерации, важностью обмена информацией и сотрудничества между спецслужбами двух государств для обеспечения безопасности как в Центральной Азии, так и на территории СНГ. В научный оборот вводятся новые источники из Архива Президента Кыргызской Республики.
Энергетические системы всех стран мира в условиях вооруженных конфликтов всё чаще подвергаются не только кибератакам, но и внешним физическим атакам, в том числе с использованием передовых технологий (например, беспилотных аппаратов). Поскольку от функционирования таких систем зависит национальная безопасность страны, актуализируются вопросы своевременного пресечения подобных атак и выявления лиц, их осуществляющих. Немаловажная роль в данном процессе отводится криминалистическим средствам, приемам и методам расследования преступлений. В этом направлении выделяются проблемные аспекты, связанные с характеристиками объектов энергетического комплекса, технологиями их функционирования, типами беспилотных аппаратов и их конструктивными особенностями, а также современными техническими и кадровыми возможностями правоохранительных органов по обеспечению процесса обнаружения, фиксации и изъятия следовой информации. На уровне деятельности правоохранительных органов криминалистика должна реализовывать свою обеспечительную функцию в аспектах совершенствования технических, тактических и методических разработок в области расследования актов незаконного вмешательства в деятельность объектов энергетического сектора. Настоятельно требуют решения вопросы, связанные с технической оснащенностью следственных органов в целях эффективного выявления и сбора полной следовой и доказательственной информации.
Введение: в статье рассматриваются вопросы физического и психологического воздействия на участников уголовного процесса со стороны преступников и их окружения с целью воспрепятствования осуществлению правосудия и производству предварительного расследования.
Материалы и методы: методологическую основу исследования составил основополагающий диалектический метод познания. При проведении исследования применялись методы анализа, анкетирования, а также статистический метод. Нормативной правовой основой исследования стали отдельные положения Конституции Российской Федерации, уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства. Теоретико-методологическую основу исследования составили работы ученых - специалистов в области криминалистики, уголовного процесса и теории оперативно-розыскной деятельности.
Результаты исследования: обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства можно определить как комплексную и, как правило, многоэтапную организационно-функциональную деятельность компетентных государственных органов, направленную на формирование и поддержание безопасности участников уголовного процесса, с применением уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, оперативно-розыскных и криминалистических знаний и рекомендаций.
Обсуждение и заключение: изучение различных подходов к рассматриваемой проблеме позволило автору сделать вывод об отсутствии единой и цельной концепции обеспечения безопасности участников уголовного процесса. Такая концепция может быть выработана по результатам проведения междисциплинарных, межотраслевых исследований. Объективно в силу своей природы и предмета исследований полноценным инструментом к их проведению обладает наука криминалистика.
В данной статье исследуется специфика законодательного закрепления основных угроз транспортной безопасности в современном обществе. В ходе проведения анализа действующего законодательства выявлены основные угрозы транспортной безопасности, не в полной мере соответствующие актуальному состоянию. Формируется вывод о том, что в нормативно-правовых актах, содержащих в себе перечисление основных угроз транспортной безопасности в большой мере уделяется внимание террористическим актам, и лишь поверхностно идет речь о кибератаках, которые, между тем, способны причинить огромный ущерб, как безопасности граждан, так и безопасности всего государства. Также сделан вывод о недостаточном внимании закона к лицам, являющимся участниками рассматриваемых правоотношений.
Авторами отмечено, что текущее определение транспортной безопасности оказывается неполным и требует пересмотра. Принимая во внимание все вышеизложенное, рекомендуется переформулировать законодательные положения, стремясь к более четкому признанию людей как первостепенных объектов защиты в сфере транспортной безопасности. Кроме того, анализ действующего законодательства выявил, что сфокусированность государственной политики в области транспортной безопасности преимущественно ориентирована на предотвращение и противодействие террористическим угрозам. Однако такой подход не охватывает все сферы рисков, актуальных для современной транспортной системы. Особенно заметен недостаток внимания к растущей опасности цифровых угроз, таких, как кибератаки, которые могут быть направлены против объектов транспортной инфраструктуры и самих транспортных средств.
Процесс цифровизации государственного управления и цифровой экономики в развитых и развивающихся странах становится одним из ключевых факторов суверенности и стабильности государства, технологической и информационной основой эффективности внутренней и внешней политики, его национальной безопасности. В статье рассматриваются процессы цифровизации государственного управления, продвижение искусственного интеллекта (ИИ), больших данных (БД) и других инноваций в цифровой экономике на примере трех ведущих государств Восточной Азии: Республики Корея (РК), Японии и Китая (КНР). На основе выборочного анализа отдельных цифровых компонентов национальных цифровых моделей автор выявляет ключевые компоненты процессов цифровизации в данных страновых опциях и анализирует их уровень и эффективность функционирования, а также специфические особенности и «узкие места», присущие каждой из моделей. Методологически бо́льшую часть цифровых проектов можно свести к понятию «государственные цифровые платформы» (ГЦП), критерии оценки которых связаны со снижением издержек госрегулирования, динамичным обновлением и анализом цифровых профилей и др. Проецируя общие и специализированные индексы на цифровые реалии указанных государств, в статье определяется «цифровое место» каждого из государств в тройке экономических лидеров Восточной Азии.