Предметом данного исследования является дидактический потенциал диалектной лексики, возможность ее использования на уроках русского языка. Диалектный языковой материале материал позволяет учащимся освоить такие языковые явления как взаимосвязь внутренней формы и лексического значения слова; системность лексики, системные связи слов. Используя диалектную лексику, мы имеем возможность демонстрировать: взаимосвязь внутренней формы и лексического значения слова, системность лексики, системные связи слов; связь между реалиями действительности, их восприятием, мышлением и языком; процессы концептуализации действительности; процессы номинации; богатство языка (диалекты - часть национального, литературно языка, их отношение); самобытность края в зеркале языка; использовать связь лексики с другими уровнями языка, в первую очередь, с морфемикой и словообразованием. При подготовке данной работы использовались следующие методы: наблюдение, классификация, моделирование, интерпретация. Основным лингвистическим методом стал структурно-семантический анализ. Многоаспектное изучение региональных особенностей в образовательных учреждениях - часть государственной образовательной политики, направленной на формирование национального патриотического самосознания учащихся. Новизна исследования заключается в актуализации диалектного материала, ранее не становившегося объектом дидактических разработок. В работе на конкретных примерах раскрывается дидактический потенциал диалектной лексики. Лингвистический анализ диалектной лексики позволяет сделать вывод о том, что использование ее на уроках лингвокраеведческой направленности позволит решить не только собственно лексикологические задачи (познакомить с понятием и значением диалекта), но и сформировать целый ряд лингвистических компетенций. Практическое применение перечисленным качествам исследуемого языкового материала находит применение в системе упражнений, представленных такими видами как чисто лексические, логико-лексические, а также синтетические.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования методов формирования временных представлений у дошкольников и младших школьников, что играет фундаментальную роль в развитии когнитивных способностей, организации их повседневной деятельности. Современные образовательные технологии, в частности, робототехника, предоставляют дополнительные возможности для освоения временных категорий в наглядно-действенной форме. Авторами в данной статье уделяется особое внимание созданию систематизации вариантов применения робототехнических средств в ходе формирования временных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данная систематизация была основана на анализе современной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Целью эмпирической части исследования является выявление влияния занятий робототехникой на развитие временных представлений у дошкольников и младших школьников. Предмет исследования - процесс формирования временных представлений у дошкольников и младших школьников посредством робототехники. Методология основана на комплексном подходе, представленном теоретическим анализом психологических и педагогических концепций развития временного мышления, а также эмпирическими методами (наблюдение, экспериментальное моделирование). Новизна работы заключается в обосновании роли характеризуемой техники в качестве эффективного инструмента для формирования у детей базовых временных категорий, что расширяет представления о методах когнитивного развития в раннем возрасте. Полученные результаты эмпирического исследования показали, что проведение развивающих занятий на основе робототехники положительно влияет на развитие временных представлений и навыка поискового планирования в дошкольном и младшем школьном возрасте. Использование исследуемых ресурсов содействует осознанию последовательности событий, причинно-следственных связей, длительности временных интервалов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что применение роботизированных технологий не только повышает результативность усвоения знаний, но и развивает когнитивные способности. Это делает характеризуемый метод очень значимым направлением в психолого-педагогической практике.
Целью исследования является подготовка рекомендаций по развитию методических подходов к экономическому анализа организаций АПК на основе ESG-принципов. Объектом исследования являются методические аспекты проведения экономического анализа организаций АПК на основе ESG-принципов в рамках концепции устойчивого развития социально-экономических систем. Были применены общенаучные подходы, в том числе диалектика, методы институционального анализа, общие теоретические методы анализа, синтеза, группировки, классификации. Информационно-эмпирическую базу исследования составили нормы и стандарты в области интегрированной и нефинансовой отчетности, Руководство ОЭСР-ФАО по ответственным производственно-сбытовым цепочкам в сфере сельского хозяйства, программные документы по развитию АПК РФ, отчеты российских организаций АПК за 2020-2022 г. (РСПП, Национальный Регистр), раскрывающих ESG-показатели своей деятельности. В результате исследования подтверждаются выводы, что требуется унификация методических подходов к экономическому анализу и развитию отраслевых практик формирования ESG-метрик; назрела необходимость адаптации отечественной учетно-аналитической системы организаций АПК под потребности ESG. Предложен методический подход к экономическому анализу на основе ESG-принципов, включающий уточнение парадигмы, дополнение принципов, методов и способов проведения анализа, предложена система специфических, отраслевых показателей для формирования нефинансовой отчетности организаций АПК. Научная новизна и значимость исследования заключаются в развитии методики отраслевого анализа для целей управления устойчивым развитием и формирования нефинансовой отчетности организаций АПК, имеющих значительный потенциал устойчивого развития и специфические показатели деятельности. Внедрение предложенных разработок позволит адаптировать систему ESG-метрик, представления о раскрытии нефинансовой информации под потребности различных институтов и повысить качество управленческих решений в области устойчивого развития организаций АПК.
В 2023-2024 гг. на озере Иссык-Куль (Кыргызская Республика) проводились подводные археологические работы на памятниках, расположенных на дне озера в районе с. Тору-Айгыр. Под водой были обнаружены остатки кирпичных построек, кольцевые глиняные (сырцовые) конструкции горнов или тандыров, большое количество подъемного материала в виде фрагментов керамических сосудов, костей животных, жженого кирпича. Кроме того, на дне удалось выявить участки с сохранившимся культурным слоем. Все это вместе позволяет говорить о том, что в прошлом на берегу Иссык-Куля располагалось крупное поселение, ушедшее под воду. Исследование данного памятника является важным шагом к пониманию вопросов освоения Иссык-Кульской котловины в древности, а также будет способствовать развитию и выработке новых методик изучения затопленных археологических объектов.
Цель настоящей статьи заключается в разработке системы программно-проектной оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории. Для достижения указанной цели определены задачи по определению элементов механизма оценки, формированию программно-проектных мероприятий и направлений оценки, логики построения механизма оценки, а также по разработке методики программно-проектной оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории. Данная статья основана на методах функционального анализа, сравнения, классификации показателей и направлений оценок, прогнозирования алгоритма и модели оценки. Автором статьи рассмотрены методы и способы программно-проектной оценки, основанной на реализуемых органами местного самоуправления мероприятиях по национальным проектам, государственным программам Российской Федерации, государственным программам субъекта Российской Федерации и муниципальным программам, направленным на комплексное развитие муниципального образования. Комплексное развитие территории в контексте данной статьи рассматривается в рамках концепции сбалансированности, т. е. пропорциональности реализуемых программно-проектных мероприятий, устойчивости - динамического развития и результативности в достижении поставленных целей. Соответственно, источником развития территории являются денежные средства муниципального, регионального и федерального бюджета. В заключении сделан вывод о необходимости внедрения в деятельность органов местного самоуправления предлагаемой системы программно-проектной оценки результативности деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории, по которой можно оценить как общую результативность всей деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территории, так и совокупность отдельных направлений развития (социального, экономического, инфраструктурного, культурного, экологического и пр.).
Автор подробно рассматривает необходимость применения комплексной полосы препятствий сотрудниками полиции в качестве подготовки к убытию в командировку на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - «СКР РФ») в составе сводных отрядов с учетом повышенных требований предъявляемых к сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации при выполнении оперативно-служебных задач в особых условиях. Объектом исследования является образовательная деятельность в системе МВД России. Предметом исследования является физическая подготовка, введенная в раздел программ повышения квалификации и профессиональной подготовки «Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к несению службы (выполнению оперативно-служебных задач) в особых условиях» и «Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» по должности служащего «Полицейский». Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальное апробирование применения комплексной полосы препятствий сотрудниками сводных отрядов полиции. Методы исследования включают в себя теоретический анализ научно-методической литературы и документальных источников, опрос в виде беседы, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Научная новизна исследования заключается в разработке комплексной полосы препятствий для подготовки сотрудников полиции в составе сводных отрядов и обосновании поэлементной методики развития необходимых физических качеств при выполнении служебных обязанностей сотрудниками полиции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Полученная и систематизированная информация позволила определить элементы комплексной полосы препятствий с пояснением их содержания относительно специфики несения службы и физические качества сотрудником полиции необходимые к акцентированному совершенствованию. Разработанная методика подготовки с учетом поэлементного развития физических качеств сотрудников полиции привело к успешному преодолению полосы препятствий за счет развития определенных навыков необходимых при выполнении технических элементов в составе полосы. Таким образом, применение на занятиях комплексной полосы препятствий сотрудниками полиции при подготовке действиям в особых условиях позволяет повысить уровень физической, тактической, огневой подготовленности, а также определить готовность сотрудника к убытию в командировку на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации на основании разработанных элементов полосы.
Предметом исследования выступает методика обучения стрельбе курсантов образовательных организаций МВД РФ. Обучение стрельбе является одной из ключевых составляющих огневой подготовки в системе МВД РФ. В условиях современного общества, где уровень преступности и угроза терроризма продолжают оставаться актуальными, важность подготовки сотрудников правоохранительных органов становится все более очевидной. Эффективное овладение навыками стрельбы не только способствует повышению профессионализма сотрудников, но и играет решающую роль в обеспечении безопасности граждан и поддержании правопорядка. В этой связи, методика обучения стрельбе в образовательных организациях МВД РФ требует особого внимания, тщательной проработки и постоянного совершенствования и корректировки в соответствии с изменениями, происходящими в стране и в мире. В рамках проведенного исследования применялись методы сравнительного анализа, наблюдение, синтез, дедукция, опрос, анкетирование и другие. Актуальность исследования обусловлена растущими требованиями к профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов в условиях современного общества, где навыки обращения с огнестрельным оружием становятся критически важными для обеспечения личной и общественной безопасности. Исследование охватывает ключевые аспекты, включая основы стрельбы, организацию учебного процесса и оценку результатов, что делает его вклад в совершенствование огневой подготовки особенно значимым для повышения профессионализма и готовности сотрудников к выполнению служебных задач. Авторами предпринята попытка выявления основных проблемных вопросов обучения стрельбе и сформулированы рекомендации по улучшению стрелковых показателей курсантов, что является ключевым элементом их профессиональной подготовки. Применение выдвинутых рекомендаций, по мнению авторов, поспособствует оптимизации процесса обучения курсантов образовательных организаций МВД РФ.
Темой работы является исследование отрицательного воздействия на окружающую среду угольных терминалов морских и речных портов в результате их деятельности. Отмечается, что работа технологического оборудования терминалов приводит к высоким концентрациям запыленности воздуха и пылевыбросам сыпучего груза. Основными источниками пылевыбросов и пылеуноса являются открытые склады хранения угля. В течение последних 8-10 лет для борьбы с пылением на открытых угольных складах и портовых терминалах получили применение пылезащитные экраны, однако процессы взаимодействия ветровых потоков со штабелями портовых открытых сладов и сетчатыми экранами изучены недостаточно. В связи с указанными обстоятельствами целью настоящей работы является оценка в лабораторных условиях работоспособности сетчатых экранов по снижению запыленности воздуха и пылевыброса сыпучего груза при его хранении на портовых открытых складах. В процессе проведенного лабораторного исследования модели штабелей открытых складов выполнялись в определенном масштабе, что позволило использовать натурный сыпучий груз и реальные сетчатые экраны. В работе представлены результаты исследований работоспособности мягких сетчатых экранов по снижению пылевыбросов с открытых портовых складов при хранении сыпучих грузов с учетом направлений и скорости ветровых потоков на штабели этих складов с различными формами поперечных сечений штабелей. В ходе проведения исследований были получены результаты, свидетельствующие о том, что сетчатые экраны являются эффективными устройствами, снижающими скорость ветрового потока внутри периметра экрана. При этом форма поперечного сечения штабеля не оказывает влияние на их работоспособность, а уровень работоспособности сетчатых экранов по уменьшению запыленности воздуха и размера выброса со штабелей складов с различной формой поперечного сечения зависит от направления и скорости ветрового потока. Применение мягких сетчатых экранов, расположенных по периметру штабеля открытого склада с углем, позволяет значительно уменьшить запыленность воздуха и пылевыброс при воздействии ветра.
Темой исследования являются большие системы водного транспорта, в частности порты, судоходные компании, судостроительные и судоремонтные предприятия, логистические центры, шлюзованные судоходные каналы, регулируемые внутренние водные пути, которые как объекты автоматизированного управления предъявляют следующие требования к его надежности: обеспечение на необходимом уровне безопасности и надежности отдельных технических узлов и подсистем и информационных потоков, циркулирующих в человеко-машинном контуре управления в условиях нарастающей цифровизации транспорта (аналогичное требование должно быть установлено для разрабатываемого программного обеспечения); использование облачных технологий хранения больших данных, что требует учета на стадии проектирования защитных мероприятий как технического, так и алгоритмического характера; разработка на стадии проектирования методики обобщенной интегрированной прогнозной оценки надежности АСУ как основы рассмотрения альтернативных вариантов ее структуры и состава ввиду функциональной разнородности широкого спектра технических устройств, входящих как в субъект, так и в объект управления. Отмечается, что при этом должна быть учтена высокая подверженность объектов воднотранспортной системы многообразным рискам и уязвимостям, как сезонным, так и постоянно действующим (тем самым определяется актуальность разработки метода построения интегральной оценки надежности АСУ для объектов водного транспорта как цели исследования). В рамках общей задачи предлагается решение следующих вопросов: определение размерности и структуры интегрального показателя; включение качественно описываемых уязвимостей, имманентно присущих объекту управления и контуру управления; построение математической модели функционирования проектируемой АСУ; построение на этой основе имитационной модели управления с целью анализа «узких мест», в наибольшей степени влияющих на ухудшение оценки; использование теоретико-вероятностной методики активного управления рисками на стадии рассмотрения альтернативных вариантов отдельных частей проекта. Методологическую основу исследования составляют общие положения прикладной теории вероятностей, теория планирования эксперимента на имитационной модели, оптимизация проектного показателя надежности средствами математического программирования. Результатом работы является метод построения интегрального показателя проектной надежности контура автоматизированного управления для больших систем водного транспорта, агрегирующего вероятности проявления разнородных уязвимостей технических узлов, информационных уязвимостей в точках выхода в облачную среду и потенциальных ошибок в программном обеспечении.
В современных условиях кадрового голода на отечественном рынке труда для большинства российских компаний актуальной является задача кадрового обеспечения. Одно из направлений решения проблемы – привлечение иностранной рабочей силы. В данной статье проведен анализ рынка труда дружественных стран-доноров рабочей силы для отечественного рынка труда, в частности, стран, входящих в экономические объединения БРИКС и ЕАЭС. В качестве основных показателей для сравнения были определены численность населения, численность рабочей силы, численность занятого населения, уровень его участия в рабочей силе, уровень занятости населения, уровень безработицы, процент квалифицированных работников. Авторами определены основные показатели рынка труда, оказывающие наибольшее влияние на перспективность и целесообразность привлечения иностранных работников из стран-доноров рабочей силы: численность безработных в разрезе квалификационных уровней, средний уровень заработной платы, степень владения русским языком, необходимость оформления разрешительных документов для работы в России. Предложены критерии выбора наиболее перспективных стран с точки зрения привлечения рабочей силы различных уровней квалификации на российский рынок труда.
Обоснована необходимость совершенствования сложившегося в судебной экспертизе подхода к определению понятия и природы судебно - экспертной технологии. Предложено авторское определение понятия судебно - экспертной технологии, выделены ее ключевые стороны, рассмотрено ее соотношение с понятиями экспертной методики и процесса экспертного исследования. Судебно - экспертная технология рассматривается как инструмент решения производственных или научных задач, обеспеченный прикладным познавательным потенциалом конкретного технико - криминалистического средства, аппаратно - программного комплекса, программного обеспечения, организационного решения и методического приема либо их ситуативно - определяемой совокупности в перечне алгоритмических предписаний единого процесса создания промежуточного или конечного материального или нематериального продукта. Это выделяет сущностную сторону понятия судебно - экспертной технологии и является ее отличительной чертой. Установлено, что судебно - экспертная технология, экспертная методика и процесс экспертного исследования являются понятиями разного порядка. При этом процесс экспертного исследования сопровождается использованием судебно - экспертных технологий, а их интеграция в экспертные методики является закономерным результатом развития науки и практики с учетом использования криминалистикой и судебной экспертизой достижений научно - технического прогресса.
Обеспечение правильности и достоверности выводов идентификационных экспертиз является актуальной проблемой. Судебно - экспертным методикам, направленным на решение идентификационных задач, присущ некоторый субъективизм, что может отражаться на правильности выводов. Процедуру валидации (оценки пригодности) данных методик рекомендуется производить с применением тех же параметров, что и для количественных и (или) качественных методик, но не все из них пригодны для этой цели. Для идентификационных методик из набора оцениваемых параметров выделены чувствительность и специфичность, правильность и прецизионность, дополненные верификацией результатов сравнительного исследования и контролем квалификации эксперта.