ПОКОЛЕНИЕ Z КАК САМЫЕ МОЛОДЫЕ ИЗ НЫНЕШНИХ ВЗРОСЛЫХ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЗУМЕРОВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (2024)

Представлены результаты пилотного исследования самых молодых из нынешних взрослых - поколенияZ. На примере межпоколенных отношений со «старшими взрослыми» - бабушками и дедушками мы пытаемся определить черты зумеров, их ценности и способы выстраивания отношений, поведение в конфликтных ситуациях. Для анализа используется концепция поколения. Эмпирическими материалами послужили интервью со студентами 18-21 лет. Несмотря на цифровизацию и обилие информации (а возможно, и благодаря им) прародители в глазах молодых являются авторитетным источником знаний о прошлом как конкретной семьи, так и шире - страны и эпохи. Бабушки и дедушки, будучи «родом из СССР», с одной стороны, кажутся в чем-то безнадежно далекими от современности, но одновременно с тем служат ценным и живым источником знаний о той стране, которую молодые уже не застали. Для зумеров большую ценность имеют уважение к личным границам и чужому мнению - это они демонстрируют сами и того же ждут от старших. В случае конфликтов зумеры предпочитают избегать их, не затрагивая «опасные темы» или же соглашаясь «на словах», но продолжая думать и делать «по-своему». Для зумеров важны близкие доверительные контакты, и прародитель (чаще бабушка) вполне успешно выполняет роль поддерживающего взрослого, которому можно доверять и который может оказать психологическую поддержку. В свою очередь, поколение Z - «цифровые аборигены» являются экспертами и проводниками в цифровом мире для своих прародителей, заслуживая тем самым авторитет и выстраивая отношения из позиции «взрослый - взрослому». Таким образом, можно говорить о возникновении некоего уникального пространства межпоколенного обмена, в котором прародитель является для младших поддерживающим взрослым и уникальным источником знаний о прошлом (не только семьи, но и страны), а младшие для бабушек и дедушек - часто единственными и оттого очень значимыми проводниками в наступившее цифровое будущее.

Издание: ВЕСТНИК НИЖЕГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО. СЕРИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 2 (74) (2024)
Автор(ы): Парфенова Оксана Анатольевна
Сохранить в закладках
Противоречивая роль государства и агентность пожилых в продлении занятости старшего поколения: реконструкция экспертных представлений (2024)

Статья посвящена реконструкции и анализу экспертных представлений о занятости пожилых в контексте отложенного старения и социальной включенности. На материалах интервью с экспертами, работающими с пожилыми людьми в различных сферах (от органов государственной власти и центров занятости до некоммерческих организаций (НКО), социальных служб и гериатрических центров), мы реконструировали и проанализировали представления о занятости в возрасте 60+. Трудовая занятость в старшем возрасте однозначно расценивается экспертами как положительное явление, если речь не идет о тяжелом физическом труде. Основными агентами в формировании траектории продленной занятости эксперты считают самих пожилых, работодателей и государство. Роль наиболее активного агента отводится пожилым, которым приписываются необходимость иметь желание и возможность работать, заявлять о своих потребностях, регулярно повышать свою квалификацию. Потенциальные траектории продленной занятости в возрасте 60+ разнообразны и помимо очевидного продолжения работы на привычном месте могут включать переквалификацию/«вторую карьеру», в том числе с уходом в онлайн-занятость; развитие имеющегося опыта до экспертного уровня; дауншифтинг и неоплачиваемую занятость (например, волонтерскую деятельность). Законодательство о самозанятых позволяет более гибко планировать профессиональную траекторию. Работодатели, по мнению экспертов, могли бы активнее развивать институт наставничества, вовлекая в него пожилых и делая условия труда более инклюзивными путем введения гибких графиков для работников 60+. Самые противоречивые оценки достались государству: с одной стороны, от него «мало что зависит», пожилые «должны сами быть активнее», но  с  другой стороны, именно государство является агентом, задающим и структурирующим политики занятости в том числе в контексте возрастных границ, поэтому принизить его роль и  значимость невозможно. В качестве основных мер государственной политики занятости эксперты называют как проектные и точечные – проект «Демография», поддержка некоторых инициатив НКО, но их эффективность вызывает сомнение и требует отдельного изучения, так и более системные – закон о самозанятости и пенсионная реформа. Непосредственно повышение пенсионного возраста эксперты оценивают негативно, рассматривая его в первую очередь не как возможность продлить занятость, а как лишение пожилых людей материального ресурса. Наряду с этим, существующие государственные институты, работающие с пожилыми, в том числе прямо или косвенно затрагивающие продление занятости, определяются как недостаточно эффективные и слабо ориентированные на потребности рынка труда и самих пожилых. На сегодняшний день роль государства в продлении занятости весьма противоречива в связи с негативно воспринятым повышением пенсионного возраста, в результате которого «полупенсионер/полуработник» вынужден фактически в одиночку выстраивать свою профессиональную траекторию. Тем не менее эксперты позитивно оценивают закон о самозанятости, позволяющий в том числе и пожилым оформлять этот статус для гибких форматов трудоустройства. В целом, государство должно гораздо активнее продвигать разнообразные политики занятости пожилых, создавая работающую инфраструктуру для переобучения и обеспечивая соответствующий законодательный базис для работодателей и старших работников, мультиплицировать лучшие практики НКО. Для  этого необходимо плотное взаимодействие с работодателями, пожилыми и НКО с  целью учета интересов всех участников, но это взаимодействие отсутствует наряду с  комплексной политикой по продлению занятости как таковой.

Издание: МИР РОССИИ. СОЦИОЛОГИЯ. ЭТНОЛОГИЯ
Выпуск: Том 33, № 3 (2024)
Автор(ы): Парфенова Оксана Анатольевна, Петухова Ирина Сергеевна
Сохранить в закладках