ЭФФЕКТЫ УЧАСТИЯ ВО ВНУТРИРОССИЙСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ (2024)

В условиях радикального сокращения международной мобильности российских ученых возрастает значимость внутрироссийских программ. Проведено исследование с целью оценить масштабы программ внутрироссийской академической мобильности, создать портрет заинтересованных в участии в таких программах и описать результаты такого участия на примере молодых кандидатов наук. Исследование основано на результатах репрезентативных опросов российских преподавателей, ученых и выпускников аспирантуры, состоявшихся в рамках Мониторинга экономики образования в июне - октябре 2022 г., а также на материалах глубинных интервью с участниками программы российских постдоков, проведенных авторами в июне - сентябре 2022 г. Установлено, что уровень внутрироссийской мобильности преподавателей и ученых невысок: только 3% из них проходили длительные стажировки внутри страны в 2019-2021 гг. и 3% выпускников аспирантуры участвовали в программах российских постдоков. Невысок и уровень потенциальной мобильности: треть российских преподавателей (30%) не готовы менять место жительства ради нового места работы. Участники программ российских постдоков отмечают многочисленные положительные эффекты этих программ: существенный рост квалификации, формирование новых компетенций, расширение профессиональных связей. Тем не менее развитию внутрироссийской академической мобильности препятствует множество институциональных барьеров: закрытость академической среды и настороженное отношение к мобильности, отсутствие поддержки при переезде.

Издание: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Нефедова Алена Игоревна, Чефанова Елизавета Игоревна, Слепых Виктория Игоревна, Иващенко Анастасия Дмитриевна
Сохранить в закладках