Цель статьи состоит в анализе существующих институциональных основ деятельности социальных предприятий в России и выработке рекомендаций по дальнейшему совершенствованию законодательной базы на основе изучения правотворческого опыта российских регионов в данной сфере. Исследование представляет собой экономико-правовой анализ законодательных актов, регулирующих развитие социального бизнеса в России. Выделены основные преимущества и недостатки Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие» от 26.07.2019 г. №245-ФЗ, легализовавшего социальное предпринимательство. На основе системного анализа региональных нормативно-правовых актов в сфере социального бизнеса определены правовые механизмы реализации федеральных норм на местном уровне. Научная новизна заключается в утверждении необходимости принятия единого федерального закона о развитии социального бизнеса.