Обоснование: микроРНК – малые некодирующие молекулы РНК, играющие важнейшую роль в посттранскрипционной регуляции экспрессии генов. Исследования указывают на участие микроРНК в патогенезе различных психических расстройств, что позволяет рассматривать их в качестве возможных диагностических биомаркеров и терапевтических мишеней.
Цель обзора литературы – провести анализ современных исследований, посвященных участию микроРНК в формировании психических расстройств с акцентом на их потенциал в качестве диагностических и прогностических биомаркеров.
Материалы и методы: для поиска релевантных публикаций был проведен поиск в базах еLibrary и PubMed с использованием следующих ключевых слов и терминов: «микроРНК», «психические расстройства», «психологический статус», «биомаркеры», «диагностика», «прогнозирование».
Заключение: многочисленные исследования свидетельствуют о том, что микроРНК участвуют в регуляции важнейших молекулярных путей, связанных с психическими расстройствами, включая нейротрансмиссию, нейроразвитие и синаптическую пластичность. Дерегуляция определенных микроРНК наблюдается при различных психических заболеваниях, таких как большое депрессивное расстройство, шизофрения, биполярное расстройство, тревожные расстройства, расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания/гиперактивности и аддиктивные расстройства. Показано, что микроРНК обладают высоким потенциалом для использования в качестве диагностических биомаркеров, что открывает возможности раннего выявления и персонализированных стратегий лечения. Однако остается ряд проблем, включая различия в уровне и профиле экспрессии микроРНК, обусловленных гетерогенностью психических расстройств, необходимость стандартизации протоколов анализа микроРНК и их дальнейшей валидации в ходе масштабных исследований на различных группах пациентов. Таким образом, изучение микроРНК при психических расстройствах представляет собой перспективное направление для углубления понимания молекулярных основ этих заболеваний.
Подростковый период является одним из самых сложных в жизни человека. На поведение подростка оказывает влияние множество факторов, в том числе социальная среда, внутренние установки и гормональный фон. Одним из важных гормонов, способных изменять поведение, является окситоцин – чрезвычайно важный просоциальный нейропептид, который влияет на установление социальных связей с раннего возраста. Влияние окситоцина на психоэмоциональное состояние достаточно индивидуально и может зависеть от возраста, пола, этнокультурных факторов, социального окружения, наличия стрессовых факторов, особенностей личности. Результаты исследований свидетельствуют о взаимосвязи между повышенной концентрацией окситоцина и наличием развитых социальных контактов. Целью исследования было выявление ассоциации между психосоциальными характеристиками у подростков разного пола и полиморфизмом rs53576 гена рецептора окситоцина. Материал и методы. Выполнено психологическое и генетическое тестирование подростков 11–18 лет, проживающих на территории Ангаро-Енисейского макрорегиона. Оценка психического здоровья проводилась с помощью русско-язычной версии опросника «Сильные стороны и трудности» Р. Гудмана. Результаты и их обсуждение. Генотип АА rs53576 OXTR чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (соответственно 20,8 и 14,3 %, p = 0,03). Ранее показана ассоциация аллеля А rs53576 OXTR с нарушениями социального поведения и депрессией. У мальчиков – носителей генотипа АА rs53576 OXTR, наблюдаются значимо большие баллы (пограничные значения) по шкалам «Эмоциональные симптомы» и «Проблемы общения со сверстниками» по сравнению с носителями генотипов GA и GG. Заключение. Доказательства различающихся индивидуальных психосоциальных последствий высокой активности окситоцинергической системы в зависимости от контекста социального окружения позволило сформулировать «гипотезу социальной значимости окситоцина». Проблемы в общении со сверстниками у подростков с выраженной социальной эмпатией и альтруистическими личностными характеристиками могут быть успешно преодолены. Во многом здесь способны помочь как общая направленность педагогического процесса в сторону одобрения просоциального поведения, так и социально значимые личности, которых подростки могут воспринимать как пример для подражания.