Эффективным инструментом развития отрасли судостроения и судоремонта в Калининградской области, является кластерный подход, в рамках которого может осуществляться локализация всех переделов. Целью работы является выявление особенностей построения кластеров в судостроении и судоремонте и выработка рекомендаций по его эффективной организации. Исследование позволяет решать проблему переформатирования кооперационных связей, разрушенных при введении санкций в отношении России. В настоящее время в нашей стране сложились две концепции развития кластеров. В рамках первой кластер рассматривается как инструмент регионального развития. В рамках второй он является способом вертикальной интеграции производства в интересах обеспечения импортозамещения. Оба подхода имеют свои положительные и отрицательные стороны. Для Калининградской области, с учетом особенностей ее географического положения и вытекающей из него логистики, предлагается опираться на территориальную концепцию, что позволит обеспечить устойчивое развитие экономики региона.
В работе приводится сравнение системы целевых показателей устойчивого развития и продовольственной безопасности в целях выработки рекомендаций по их мониторингу в рамках поддержки управленческих решений. Представлены результаты корреляционного анализа отобранных показателей, проводится интерпретация результатов анализа с точки зрения построение эффективной системы управления хозяйственным комплексом на региональном уровне. Описываются проблемы, с которыми может столкнуться система управления в связи с некорректным истолкованием значений и динамики показателей и обсуждаются рекомендации по их преодолению.