Научный архив: статьи

К ВОПРОСУ О ДВОЙСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ КОНЦЕПТА «ПЬЯНСТВО» (НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦ) (2025)

В древнерусской литературе отношение к пьянству было двояким. С одной стороны, пьянство осуждалось христианской учительной литературой и народными пословицами. Обширная группа поучений считала этот порок грехом (запретом) и достаточно красноречиво изображала его последствия. С другой стороны, наблюдалось некоторое поощрительное отношение к бражничеству, особенно в среде духовенства и монашества, и даже нечто подобное сочувствия и жалости к самому пьянице. Приведённые в статье результаты исследования древнерусских источников доказывают факт одновременного существования в лингвокультуре Древней Руси как снисходительного, так и категорически неприемлемого отношения к пьянству. Автор статьи предполагает, что причина подобного феномена кроется в амбивалентности народного восприятия и двойственности человеческой натуры. Цель данной статьи - на примере древнерусских поучительных произведений и малых форм устного народного творчества (пословиц и афоризмов) раскрыть дуальность концепта «пьянство». Базой исследования послужили памятники древнерусской литературы такие, как «Патерик» (IV-V вв.), «Изборник 1076 года», «Поучение Луки Жидяты» (XI век), «Повесть временных лет» (XII век), «Кормчая книга» (XIII век), «Измарагд» (вторая половина XIV века), а также словари пословиц и поговорок В. И. Даля, П. К. Симони, К. Р. Галиуллина.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): КОТОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА
Сохранить в закладках
ЦИФРОВЫЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (2025)

В методике преподавания иностранного языка насчитывается несколько десятков методов, формирующих общую тактическую модель обучения. Все они получили различную степень распространения и глубину теоретического обоснования. Благодаря интенсивному развитию информационно-коммуникационных технологий и высокой степени компьютеризации, существующие методы обучения постоянно совершенствуются, поднимая учебный процесс на качественно новый уровень.

В современных реалиях, обусловленных активным процессом цифровизации обучения, аудиовизуальные инструменты становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Они способны с успехом компенсировать отсутствие языковой среды, необходимой для усвоения языка.

Цифровизация образовательного пространства по иностранному языку означает использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения на базе высокотехнологичного аудиовизуального контента.

Цель данной статьи - рассмотреть цифровые аудиовизуальные материалы в качестве образовательных инструментов в обучении иностранному языку на примере аудиовизуального метода. Обладая рядом преимуществ перед другими методами, современный аудиовизуальный метод имеет целью обучение иноязычному общению с использованием цифровых средств зрительной и слуховой наглядности. Аудио, видео и текстовые материалы помогают разнообразить процесс обучения и улучшить процесс восприятия иноязычной речи.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): КОТОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА
Сохранить в закладках
ДРУЖБА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ (2025)

Цель данного исследования состоит в описании основных лингвокультурологических особенностей концепта «дружба» в языковой картине мира на материале древнерусской литературы. Дружба как морально-этический аспект человеческих взаимоотношений неоднократно становилась темой изречений «знаменитых мужей древности» и библейских книг. В паремиях как ценностно-маркированных высказываниях, отражающих поведенческие доминанты нации в целом, тема дружбы также активно развивалась. Именно в них часто повторяется мысль о преданности и взаимовыручке друзей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, а также о предпочтении старого друга новому. В пословицах, поговорках и изречениях, как показало настоящее исследование, очень чётко сформулировано морально-этическое отношение членов социума к дружбе, в них находят своё отражение нравственные нормы и стереотипы поведения, фиксируются особенности этнического мировидения. Дружба как социально-психологический феномен особенно важна для русской лингвокультуры в силу одной из основных особенностей характера русского человека - готовности прийти на помощь другу, иногда даже через самопожертвование. Основными критериями истинной дружбы в русской культуре считаются духовная близость, доверительные отношения, взаимовыручка, общность интересов. Несмотря на то, что понятие дружбы трансформировалось на протяжении столетий, основы её понимания, заложенные русским народом в древние века, остаются актуальными и по сей день, при этом некоторые суждения могут отражать несколько архаичные взгляды.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): КОТОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА
Сохранить в закладках