Научный архив: статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАХН КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТОВ СОЗДАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ИСКУССТВЕ (2025)

Статья посвящена исследованию деятельности Государственной академии художественных наук (ГАХН) в 1921‒1931 гг. Проведенный анализ основывается на положении о том, что структура Академии, в основе которой три крупных отделения (Физико-психологическое, Социальное, Философское), была призвана способствовать разработке обобщающего синтеза в понимании искусства, по сути,— принципа междисциплинарности исследований. Анализ динамики научной жизни указывает на то, что структурные подразделения, призванные реализовывать синтетическую стратегию создания новой науки, конкурировали между собой, нивелируя методическую конвергентность, а пример работы над «Словарем художественных терминов» наглядно иллюстрирует данный факт. Исследование выполнено на материале архивных документов из фондов РГАЛИ, на материале Отчетов трех отделений ГАХН за 1921‒1927 гг., а также с привлечением исследовательской литературы по истории работы ГАХН. Автор приходит к выводу, что благодаря активной научной деятельности Академии были заложены основы «новой науки» об искусстве, разработаны методологические подходы к исследованию искусства, однако отсутствие принципиального единства привело к незаконченности формирования системы как эстетических понятий, так и терминологии «новой науки» об искусстве

Издание: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ЕЛИСЕЕВ А. Б.
Сохранить в закладках