Научный архив: статьи

Взаимодействие частного и публичного регулирования отношений недропользования (2025)

Введение. Актуальность вовлечения минеральных природных ресурсов в глубокую переработку, а также вовлечение в системный промышленный оборот доли российских твердых полезных ископаемых имеет стратегическое значение для Российской Федерации. Страна, столкнувшись с санкционной войной перестраивает своё законодательство под требования времени и национальных задач, как в области экономической независимости, так и в области национальной безопасности. Такая точеная диверсификация нашего гражданского и административного права, а также их трансформация при сближении частного и публичного в недропользовании, предсказывалась нашими правоведами.

Материалы и методы. Исследование затрагивает анализ взглядов ряда ученых юристов, которые условно смотрят на отношения пользования недрами как имущественный характер или же преимущественно отношения недропользования находятся в рамках административно правового метода.

Анализ. Исторически Российская Федерация имплементировала большую часть действующего сегодня законодательства регулирующего отношения недропользования с западных правовых лекал, что ситуативно дало свои результаты в начале нулевых, но такая модель постепенно обнажила нетождественную вариацию желания большего контроля над столь значимой отраслью экономики России, а в противовес выступили принципы и понятия гражданского законодательства, защищающие частный интерес предпринимательства. Следом за желанием оставить за собой право собственности на недра, и принятие Закона «О Недрах» где фиксировалась задача охраны и использования, государство всё остальные понятий о «вещи», «собственности», «объекте гражданского права», «недвижимом имуществе», «имущественном комплексе», «юридическом лице» оставили гражданскому законодательству.

Результаты. Предметом исследования стали некоторые вопросы частного и публичного регулирования отношений недропользования. Проанализированы некоторые исторические аспекты слияния частного и публичного в недропользования. Рассмотрены взгляды ряда исследователей на вопрос о правовой природе права пользования недрами и лицензии на право пользования недрами. Замечена усилившаяся роль государственного управления в области недропользования, не только как контролирующая, регулятивная и охранительная, но и как национально ориентированная, с приоритетом к экономике замкнутого цикла, где расширение частно-правовых возможностей нацелено на предпринимателя, находящегося в юрисдикции нашей страны.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 12, № 1 (2025)
Автор(ы): Долгополов Кирилл Андреевич, Буркин Дмитрий Олегович
Сохранить в закладках
Рискориентированная оценка проведения эксперимента по взиманию курортного сбора на Кавказских Минеральных Водах (2024)

Введение. Курортный сбор на территории курортов КМВ проводится с 2018 года по настоящее время. В его основе лежит ФЗ от 29 июля 2017 года № 204-ФЗ, именуемый в новой редакции как ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры». Институт не является новым; он имел место в разных формах как в дореволюционном, так и в советском законодательстве. Вместе с тем, лучшие наработки предшествующих периодов не были учтены в данном эксперименте на современном этапе, что провоцирует целый ряд социальных, финансово-экономических, коммерческих, экологических и иных рисков для успешного функционирования института курортного сбора и курортов КМВ в целомкак важнейшей бальнеологической лечебно-реабилитационной базы федерального значения.

Материалы и методы. В качестве объекта рассматривались курорты КМВ в целях выявления эффективности использованного правового инструментария. В то же время в работе есть ссылки и на иные курорты, также участвующие в эксперименте. Исследование базировалось на общенаучных и специально-юридических методах анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобщения, логическом, сравнительно-историческом, прогностическом и иных апробированных методах научного познания. Указанные методы использованы в рамках риск-ориентированного подхода, который позволил выявить разнообразные риски, возникающие из-за несовершенства правового института курортных сборов.

Анализ. Изучение законодательства и практики его применения в области взимания курортного сбора на курортах КМВ выявило ряд проблем, присущих современной системе публичного управления этими курортами федерального значения. Следует отметить недостатки нормативно-правовой базы, определяющей особенности взимания курортного сбора, – как на федеральном, так и на региональном уровне.

Результаты. Проведенный анализ позволил выявить негативные тенденции, присущие институту курортного сбора, включающие, в том числе: отсутствие критериев эффективности расходования собранных средств (коррупционные риски), чрезмерное бюрократическое бремя по обслуживанию курортного сбора, возлагаемое законодательством на его операторов, и в то же время несовершенство института административной ответственности за нарушения в данной области (коммерческие риски для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), слабая информированность населения и отсутствие эффективной обратной связи государства с плательщиками курортного сбора (информационные риски), недостаточный учет интересов социально незащищенных категорий граждан (социальные риски) и т. п..

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 11, № 4 (2024)
Автор(ы): Навасардова Элеонора Сергеевна, Буркин Дмитрий Олегович
Сохранить в закладках