Введение. В условиях начавшейся Первой мировой войны и вовлеченности России в военные конфликты властью изыскиваются дополнительные источники решения возникших проблем. К выполнению государственных мероприятий правительство привлекало органы местного самоуправления, для чего даже были расширение компетенции земства. К решению социально-экономических проблем власть стала привлекать кооперацию. Интерес представляет опыт взаимодействия земства и кооперации.
Материалы и методы. Исследование подготовлено на основе комплексного подхода, который позволил на основе сочетания сведений различных источников провести анализ деятельности земства и кооперативных объединений в годы Первой мировой войны. Применение принципов историзма, объективности, всесторонности позволило проанализировать исследуемую проблему, в том числе и в региональном аспекте. Источниками, привлечёнными к анализу, стали как опубликованные источники, так и неизученные ранее архивные документы, статистические материалы, периодическая печать по проблемам и истории деятельности органов местного самоуправления и истории кооперативных объединений.
Анализ. В статье исследована деятельность земского самоуправления и кооперации Ставропольской губернии в годы Первой мировой войны. Описываются направления работы земства и кооперативных объединений. Рассматривается процесс развития кооперативного движения в исследуемый период, анализируются возможности кооперации в решении задач внедрения методов хозяйствования, обеспечения населения товарами широкого потребления, снижения уровня социальной напряжённости.
Результаты. В исследовании сделан обоснованный вывод о том, что в период Первой мировой войны учреждения земства и кооперативные объединения Ставропольской губернии осуществляли плодотворную деятельность, способствовали решению сложнейших задач военного времени. Кооператоры и земства внесли свой вклад в решение проблем обеспечения населения товарами первой необходимости, снабжении армии, оказания помощи семьям фронтовиков. В условиях войны кооперативным объединениям региона удалось укрепить свои позиции, значительно расширив сеть своих организаций.
Введение. В статье рассматриваются вопросы становления и развития органов прокуратуры пореформенного периода второй половины XIX в. и их деятельности на территории Ставропольской губернии и Терской и Кубанской областей. Показаны процессы трансформации органов прокурорского надзора в соотношении с ростом преступности в регионе и стремлением местных властей к усилению состава служащих правоохранительных органов в целом и прокурорских работников в частности.
Материалы и методы. При исследовании темы использованы материалы, как центральных, так и местных архивов, а также часть источников, опубликованных в дореволюционной печати. Так, например, на основе статических данных ежегодных отчетов Министерства юстиции Российской империи о функционировании судебной системы страны в статье представлен детализированный анализ результатов их работы и сопряженной с нею деятельности органов прокурорского надзора и дана оценка как содержательной части их службы, так и численному составу.
Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что органы прокурорского надзора Северного Кавказа не только следили за исполнением российского законодательства, являясь «оком государевым», но и после проведения судебной реформы в России 1864 г. стали неотъемлемым элементом организации и проведения целого ряда уголовных и гражданских процессов, выступая в качестве стороны обвинения в суде. Состязательный процесс с участием прокурора и адвоката стал ярким примером нового пореформенного судебного законодательства, способствующего включению Северо-Кавказского региона в общероссийскую орбиту распространения гражданских прав на местное многонациональное население.