Введение. История Додонского оракула всегда привлекала к себе внимание зарубежных исследователей. И это понятно: труднодоступность святилища для паломников, его древность и загадочность, а также причудливый ландшафт местности привлекали к нему внимание как древних авторов, так и современных исследователей. И сама страна Эпир, где располагалось святилище, являлось самой отдаленной точкой, где греческий мир соприкасался с миром варваров.
Материалы и методы. Исследование опирается как на нарративные источники, которые представлены античными авторами, так и на памятники материальной культуры, которые составляет терракоты и вотивные таблички. Их сравнение и комплексное исследование позволяет нам достичь необходимых выводов.
Анализ. Главным божеством Додонского святилища, одного из древнейших в Древней Греции и существовавшего при нем оракула, был верховный бог греков Зевс, что подтверждается различными источниками. Однако уже во времена Гомера парой Зевсу стала богиня Диона, которую можно признать вторым по значимости божеством не только в Додоне, но и на территории всего Эпира. Свидетельством этому являются наличие храма, находящегося на священной территории, а также многочисленные вотивные таблички, с упоминанием имени богини. Подтверждение наличия культов иных богов на территории Додоны весьма проблематично ввиду крайней скудости источников. На территории священной территории, теменоса, были обнаружены фигурки и иные изображения Геракла, Афродиты, Аполлона и Фемиды. Наиболее вероятным является наличие культа Афродиты, которая, согласно мифологии, являлась не только дочерью Дионы, но и делила с ней один храм. Присутствие культа Аполлона могло объясняться связью божества с пророческой деятельностью в целом, а появление культа Геракла в святилище могло быть связано с созданием героической генеалогии молосской правящей династии.
Результаты. Появление новых культов в Додоне было связано с повышением авторитета святилища, которое со временем прибрело сначала региональное, а затем и межрегиональное значение. Другой причиной появление новых культов в святилище могло стать увеличение количества паломников в этом труднодоступном для посещения регионе.
Некоторые районы Древней Эллады, находившиеся на границе варварского и греческого миров и отставая в политическом и культурном отношении от центра, тем или иным путем стремились доказать свое «греческое» происхождение. Особенно этого относилось к царским династиям, которые, выводя свою генеалогию из мифологических героев, тем самым обосновывали свои претензии на эллинское происхождение. Подобным примером может послужить правящая в Эпире молосская династия Эакидов, которая выводила свое происхождение от мифологического героя Неоптолема, сына Ахилла. Происходило это в тот момент, когда Эпир и правящая династия вышли из исторической тени и стали активнее участвовать в общегреческих делах. В качестве главного источника для этого послужили сюжеты из Троянской войны, повествующие о возвращении героев после разгрома Трои. Зачастую представители царской династии при рождении получали имена мифологических героев, что должно было служить подтверждением их высокого происхождения. Со временем генеалогия молосских царей дополнялась и расширялась путем введения в нее новых мифологических персонажей. В правление царя Пирра в героическую генеалогию молосских царей была внесена его супруга Ланасса. Имя Неоптолема носили и два реальных персонажа эпирской истории, судьбы которых не были счастливыми.