В представленной статье анализируется научно-популяризаторская деятельность известного советского ученого-микробиолога - академика медицины, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР З. В. Ермольевой, одной из основоположниц отечественной антибиотической промышленности. Реконструируются магистральные направления и формы популяризаторской работы ученой: чтение лекций для медиков и обычных граждан, публикация просветительских заметок в изданиях периодической печати, издание научно-популярных брошюр, а также участие в ряде мероприятий, направленных на сохранение и популяризацию известных отечественных ученых прошлого. В качестве источников для статьи использовались неопубликованные документы Российского государственного архива экономики, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории и Российского государственного архива научно-технической документации. Из опубликованных источников использовались научно-популярные брошюры З. В. Ермольевой, а также ее статьи и заметки в периодической печати изучаемого периода.
Целью данного исследования является реконструкция появления первых опытных образцов троллейбусного пассажирского транспорта в Российской империи начала XX вв. и развитие его регулярного функционирования в СССР периода 1930-х гг. В публикации анализируется эволюция государственного подхода к развитию отечественного пассажирского электротранспорта и влияние на этот процесс общественно-экономической формации, на которой находилась наша страна. Рассматриваются попытки дореволюционных отечественных инженеров создать в Российской империи троллейбусное сообщение, но так и не реализованные в тот период. Отсутствие государственной поддержки и в целом экономическая политика, не способствовавшая развитию отечественных инноваций в сфере городского транспорта, не позволила реализовать проекты троллейбуса отечественных инженеров. Лишь в период индустриализации, в 1930-е гг., Советский Союз смог обеспечить себя деталями отечественного производства, что позволило наладить регулярное троллейбусное сообщение в нескольких крупных городах. Источниками для статьи послужили документы из фондов Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива в г. Самаре, и Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Из опубликованных источников использовались документальные издания планирования общественного транспорта и изучения опыта его использования в СССР 1930-1940-х гг., а также материалы периодической печати изучаемого периода.