ИНТЕГРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ НЕЙРОНАУК В КОНСТРУИРОВАНИЕ ГИБРИДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭПОХИ ЦИФРОВИЗАЦИИ (2025)

Исследование посвящено интеграции принципов нейронауки в проектирование гибридных образовательных экосистем профессионального образования в условиях цифровой трансформации. В центре внимания находится проблема эффективного сочетания онлайн- и офлайн-форм обучения на основе знаний о работе мозга. Актуальность темы обусловлена тем, что простой перенос традиционных методов в цифровую среду снижает вовлеченность студентов и приводит к когнитивной перегрузке. Это, в свою очередь, затрудняет глубокое усвоение материала. В статье предлагается переосмысление образовательных подходов с учётом нейронаучных данных о восприятии информации, внимании и памяти в цифровой среде. Цель исследования - разработать концептуальную модель гибридной образовательной экосистемы, которая учитывает нейрокогнитивные особенности обучающихся и обеспечивает более эффективное усвоение знаний в эпоху цифровизации. Методология исследования основана на интегративном подходе. Проведен анализ современных нейронаучных исследований и сравнительное изучение различных образовательных форматов. Для подтверждения выводов использовалось комбинированное применение качественных и количественных методов анализа. В результате исследования предложена теоретическая модель гибридной образовательной экосистемы, основанная на четырех ключевых принципах: когнитивная эргономика, мультимодальность, адаптивность и интерактивность. Показано, что применение нейрокогнитивного подхода имеет существенные ограничения, и его эффективность зависит от конкретных условий. Определены факторы успешного применения нейрокогнитивных принципов в образовании, включая адаптацию под возраст, профиль подготовки и индивидуальные особенности обучающихся. Обосновано, что для повышения эффективности обучения эти принципы необходимо адаптировать к конкретному образовательному контексту. Практическая значимость подтверждается успешным внедрением предложенных принципов в различных образовательных контекстах. При этом отмечается значительное улучшение качества обучения. Таким образом, результаты исследования вносят вклад в развитие адаптивных и человекоцентрированных образовательных систем для цифровой эпохи.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Кочеткова Наталья Павловна
Сохранить в закладках