ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИК ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ (СССР) (1980-Е ГГ. ПО НАСТ. ВРЕМЯ): ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (2025)

Предметом исследования является изучение педагогического просвещения родителей в России (СССР) (1980-е гг. по наст. время). Цель статьи - представить в хронологическом порядке основные педагогически значимые события и факты, выявить ключевые идеи и особенности реализации педагогического просвещения родителей в различные периоды. Выделены три периода просвещения: советский (с 1980-х - 1991 гг.), постсоветский (1992 - конец 2010-х гг.) и современный (конец 2010 гг. по наст. время). Показано, что педагогическое просвещение родителей в России прошло эволюцию от педагогического всеобуча, популяризации вестернизации, противостояния вестернизации и традиционных подходов, до приобщения к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. Методы исследования: теоретический анализ источников, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение. Источники исследования: нормативно-правовые акты в области образования, воспитания, развития семейных отношений, труды педагогов, психологов, публицистов, журнал для родителей «Семья и школа». В советский период сосуществовали официальный педагогический всеобуч с формальным подходом и партийными постулатами, и отдельные практики, основанные на западных идеях (внимание к чувствам родителя и позитивная детско-родительская коммуникация). Необходимые родителю конкретные психолого-педагогические знания плохо «стыковались» с коммунистической идеологией. Апробирование и адаптация к советской реальности западных идей было затруднено. В постсоветский период просветительские программы, реализуемые в школах и учреждениях социальной защиты, опираются преимущественно на традиционный подход с пассивным и часто равнодушным родителем, но воздействующим на ребенка. Родительские программы на частных площадках более подвержены вестернизации. Однако западные практики оказались не до конца поняты и приняты педагогами и психологами. Современный период характеризуется выработкой единых методических и содержательных подходов: ежегодно проводятся Всероссийские конференции по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения «Школа одарённых родителей», Всероссийский конкурс лучших практик родительского просвещения, во всех регионах России реализуется проект по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям, создаются университетские психологические службы, осуществляющие психологическое просвещение родителей. Создаются информационное и методическое обеспечение, разрабатываются единые программы просвещения для родителей и специалистов.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Шик Сергей Владимирович
Сохранить в закладках