СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ (2025)

Статья посвящена вопросу определения характеристик вовлеченности родителей в реабилитационный процесс с ребенком на примере учреждений г. Москвы «Мой особый семейный центр» (МОСЦ). Авторы отталкиваются от того, какую роль родители, помимо других специалистов, работающих с ребенком, играют в успешности процесса реабилитации и его результативности. На современном этапе семья с ребенком с тяжелыми нарушениями развития рассматривается как субъект взаимодействия и партнерства со специалистами, полноправный участник процесса реабилитации. Степень и характер этого участия принято определять через разнообразные факторы, так или иначе касающиеся родительской активности: родительскую вовлеченность, реабилитационную компетентность, родительскую приверженность лечению и т. д. В статье подробно рассмотрены эти определения в контексте образовательного и реабилитационного процесса с ребенком. На основе такого теоретического анализа было сформулировано собственное определение вовлеченности родителей в реабилитационный процесс с учетом следующих условий: детей с тяжелыми нарушениями развития, получающие коррекционно-развивающие, лечебные и образовательные услуги в учреждении г. Москвы «Мой особый семейный центр». Вовлеченность родителей в процесс реабилитации детей с тяжелыми нарушениями развития определяется как сложный конструкт, включающий ряд психологических характеристик и действий (поведенческих паттернов) родителей в процессе реабилитации. Помимо теоретического определения, авторы проверяют практическую значимость своего подхода к родительской вовлеченности при участии специалистов МОСЦ непосредственно взаимодействующих как с детьми, так и с их родителями. Целью такой проверки являлось формулирование комплекса конкретных действий, которые входят в понятие родительской вовлеченности. Данный комплекс, состоящий из конкретных видимых и измеримых действий, позволит проводить дальнейшие исследования родительской вовлеченность, изучая ее связь с различными социально-психологическими, демографическими и другими характеристиками.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Выпуск: № 2 (70) (2025)
Автор(ы): Сикорская Лариса Евгеньевна, Ковалѐва Юлия Викторовна, Васькова Ольга Владимировна, Давыдова Екатерина Сергеевна, Радина Людмила Александровна
Сохранить в закладках