Целью статьи является выявление сходств и различий в артикуляции программных положений и реализации проектных практик крупнейших политических партий государств-участников Союзного государства Беларуси и России, «Белой Руси» и «Единой России». Выявляется значение ролей исследуемых партий в контексте формирования направлений развития государственного управления и гражданского общества. Подчеркивается сближение контуров формальной организации партийных систем Российской Федерации и Республики Беларусь при условии сохранения специфических механизмов политического участия граждан, свойственных политическим системам государств. Делаются выводы о сходстве сущностных параллелей в постулируемых обеими партиями установках относительно приверженности пути суверенного и независимого развития государств с сохранением самобытности традиционных ценностей и основ культуры, открытости к конструктивному сотрудничеству по отношению к дружественно настроенным государствам, упрочнения информационного и технологического суверенитета. Анализ проектных практик партий позволил сделать выводы о наличии содержательных сходств и различий в рамках ряда проектов, направленных на коммуникацию государства и общества с целью укрепления предпосылок формирования гражданской патриотической идентичности. Особое внимание уделяется статусу анализируемых партий в общей структуре партийных систем России и Беларуси.
Рассматриваются организационные и функциональные характеристики институциональной структуры Союзного государства, закрепленной в Договоре о создании Союзного государства Белоруссии и России от 8 декабря 1999 г. Исследуется степень завершенности становления и фактические результаты деятельности Парламента Союзного государства, Высшего Государственного Совета, Совета министров и Постоянного комитета объединения. Отдельное внимание уделяется перспективе создания Суда Союзного государства, подчеркивается фактическое замещение роли органа Экономическим Судом СНГ. Посредством анализа положений Договора об образовании Союзного государства, проекта Конституционного Акта Союзного государства и экспертного дискурса относительно перспектив развития институциональной структуры объединения, делаются выводы о высокой степени значения конституционального закрепления форм и полномочий органов управления Союзного государства. На основе анализа предпринимаемых мер по интеграции Союзного государства, а в частности: реализации превалирующего количества экономических союзных программ над прочими; закрепления в качестве основных направлений интеграции на 2024-2026 гг. преобладающего количества мероприятий в области экономики и др., сделаны выводы о наличии приоритета в создании единого экономического пространства над дальнейшим развитием основных институтов власти Союзного государства и принятия Конституционного акта объединения на данном этапе интеграции.