Цель работы заключается в эмпирическом социологическом анализе патриотизма как основы гражданской идентичности современной студенческой молодежи. Патриотизм иллюстрирует эмоциональную связь человека со своей родиной и чувство социальной и культурной связи со своими согражданами. В его основе лежат общечеловеческие ценности, в том числе открытость другим людям, забота и ответственность за общество, уважение к истории и национальной культуре. Происходящие политические, социальные и культурные изменения открывают новые грани любви к Родине, что актуализирует необходимость патриотического воспитания новых генераций. Данный концепт представляет собой социокультурный фактор интеграции людей, обеспечивающий их объединение на основе общих ценностей и любви к Родине. Свое проявление патриотизм находит в гражданственности, духовном единстве и осознанной активности личности в социуме, подтверждающими неразрывность человека с государством. Эмпирическая база исследования основана на результатах социологического опроса студентов вузов и колледжей города Орла (опрошено 652 респондента), проведенного методом анкетирования по заявленной проблематике в октябре 2022 года с использованием платформы «Яндекс. Формы». Репрезентативность выборки обеспечивается по полу и по форме обучения (студенческая молодежь). Благодаря характеру выборки авторы смогли обобщить результаты исследования с уровнем достоверности 97 %. Полученный материал исследования позволяет сформулировать следующие выводы и обобщения: с определенной оговоркой содержательно патриотизм для современной молодежи связан с особым историко-культурным наследием, глубоко связанным с любовью к Родине, готовностью с оружием в руках ее защищать и даже отдать жизнь за свободу нации (романтическое восприятие Отечества) и привязанностью к государству (с позитивистской точки зрения).
Рассматривается проблема трансформации ценностных ориентаций студенческой молодежи под влиянием нарастающей цифровизации в различных областях и сферах жизнедеятельности. Материал, представленный в данной работе, основан на результатах эмпирического социологического исследования, проведенного по заявленной проблематике. Исследование было проведено в научной лаборатории кафедры «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС. В рамках научной работы был проведен анализ следующих важных аспектов: жизненные ценности студенческой молодежи, наиболее важные и первостепенные цели, присущие юному поколению, значимые качества, которыми должен обладать человек в современном информационном обществе. Отдельный блок вопросов касался мнения респондентов о цифровых технологиях как неотъемлемых ресурсах повседневной жизни и влиянии информационных сервисов на различные сферы деятельности. В ходе опроса выяснялось, смотрит или читает молодежь новостные сводки, и какая тематика, освещаемая в СМИ для них наиболее интересна. Анализ полученных результатов позволил выявить, что процесс цифровизации обладает как положительными, так и отрицательными сторонами и особо остро данная проблема нуждается в контроле и корректировке в отношении такой группы населения, как студенческая молодежь.