Целью статьи является анализ этноконфессионального аспекта реализации социально-гуманитарной составляющей концепта «устойчивое развитие сельских территорий» применительно к одному российскому полиэтничному региону, разработка конкретных способов его реализации. Предлагается авторская дефиниция понятия, акцентирующая внимание на его социально- гуманитарной составляющей. При этом устойчивое развитие сельских территорий понимается как целенаправленный и системный процесс, комплексно организуемый государственными органами, бизнесом и институтами гражданского общества на основе осуществления экономически эффективного и экологически оптимального аграрного воспроизводства посредством сбалансированного пространственного и других направлений социально-экономического развития села с целью достижения высокого и непрерывно улучшающегося образа жизни при сохранении и возрождении традиционных этнокультурных и этнорелигиозных ценностей, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений. Исследование этноконфессионального аспекта социального содержания феномена «устойчивое развитие сельских территорий» проводится на примере одного из самых полиэтничных и многоконфессиональных регионов России - Республики Башкортостан. Данный регион по показателям этнической мозаичности населения и высокой дисперсности проживания этносов, в том числе - в сельской местности, лидирует в России. Применительно к реализации этнического аспекта концепции «устойчивое развитие сельских территорий» предлагаются, в том числе, такие мероприятия, как: содействие разворачиванию этнокультурной деятельности в селах различных самодеятельных общественных организаций и объединений; возрождение в системе сельского образования изучения национальных языков; организация в селах постоянно действующих этнических праздников, фестивалей, конкурсов этнической песни, танцев и других подобных этнокультурных мероприятий. Одновременно реализация конфессионального аспекта исследуемой концепции предполагает осуществление таких направлений деятельности, как: содействие возрождению традиционных религиозных организаций через регистрацию и строительство храмов; узаконение льгот и преференций для сельских религиозных общин; реализация специальных образовательных программ по целевой подготовке служителей церкви традиционных конфессий по принципу т. н. сельского священника; организация пропаганды традиционных этнорелигиозных ценностей жителей данного региона и их всесторонняя поддержка.
Исследование феномена искусственного интеллекта стало на современном этапе одной из актуальнейших научных проблем. Наличие у искусственного интеллекта (далее - ИИ) алгоритма обучения отличает его от других технологических разработок человеческой цивилизации. Создание и развитие ИИ можно считать одним из самых больших достижений в истории человечества. Масштабы значимости данного открытия сравнимы лишь с масштабами непредсказуемости того, как и в каком направлении он будет развиваться и как изменит жизнь людей. Реальное внедрение достижений ИИ в нашу жизнь радикальным образом трансформирует разнообразные сферы жизнедеятельности: от медицины до образования. Особую, сложную и многоплановую проблему представляет собой соотношение ИИ и феномена религии, потому что уже сегодня (в будущем эта тенденция будет усиливаться) некоторые апологеты искусственного интеллекта претендуют на создание собственного сакрального учения в статусе религии. Это обстоятельство не может не волновать патриархов всех современных традиционных, в том числе - авраамических конфессий, которые видят в нем, по крайней мере - у нас в стране, «реальную опасность для человечества и угрозу Апокалипсиса».
В статье проведен предварительный и краткий историографический анализ проблемы взаимодействия феноменов искусственного интеллекта и религиозного сознания в современной отечественной науке. На основе исследования различных информационных материалов выявлены претензии некоторых приверженцев реализации концепции ИИ на провозглашение этих новейших интеллектуальных технологий «религией будущего» и отдельные аспекты отношения к данной проблеме со стороны теоретиков современных традиционных конфессий.
На примере сравнительного исследования отношения интеллектуалов авраамических конфессий к проблеме «конца света» (апокалипсис) делаются выводы об этом важнейшем аспекте религиозного вероучения с точки зрения иудаизма, христианства и ислама. Акцент делается на определении прогнозируемых направлений развития искусственного интеллекта с точки зрения его воздействия на технологические процессы и социальную жизнь. Выдвигаются некоторые предложения по совершенствованию религиозной практики как наиболее древнего наследия и ценности человечества при использовании новых достижений искусственного интеллекта.