Настоящая статья посвящена изучению такого сложного и многокомпонентного понятия, как «образовательные цели обучающихся». От правильного понимания образовательных целей обучающихся в системе многоуровневого образования зависит качество содержания предлагаемых абитуриентам образовательных программ, а также формирование понятной для будущих обучающихся образовательной траектории и демонстрация карьерных перспектив.
Цель исследования заключается в определении термина «образовательные цели обучающихся» (применительно к системе многоуровневого образования). Методами исследования являются мониторинг научных источников, контент-анализ, индукция, дедукция, синтез.
В данном исследовании подробно описаны цели образования на микро- и макроуровне, а также содержательно описаны уровни целеполагания обучающегося (глобальный, этапный, оперативный). В рамках настоящего исследования отмечается, что образовательные цели должны быть согласованы с принципами преемственности, так как важно обеспечить эффективное обучение и развитие обучающихся на протяжении всего образовательного пути. Достаточно подробно рассматривается вопрос реализации компетентностного подхода в образовательном процессе с точки зрения индивидуализации образования и с учетом сформулированных целей и динамики освоения образовательной программы обучающимся.
Автором проанализирован значительный объем научных источников по заявленной проблематике и сделана попытка предложить новое содержание определения «образовательные цели обучающихся» в системе многоуровневого образования. Сформулированное автором определение затрагивает организационный, деятельностный, структурный и мотивационный аспекты. Делается вывод о том, что цели учебных курсов (образовательных программ) необходимо интегрировать с целями обучающихся, учитывая также их ожидания от процесса обучения, что представляется особенно важным при обеспечении преемственности и интеграции содержания образовательных программ разного уровня образования.