ЭТИКО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ОСЕТИН (2025)

В статье, с позиций интересов этнологии, на основании анализа мифологических и письменных этнографических источников и в историко-ретроспективном ресурсе, рассматриваются этико-коммуникативные особенности традиционной женской субкультуры осетин. Данное изыскание является продолжением и развитием ранее сформированной автором концепции двуприродности престижного статуса женщин в традиционном осетинском обществе, его прямой зависимости от конкретного контекста коммуникации. В этом исследовании представлены (насколько это возможно в рамках одной статьи) данные, свидетельствующие о том, что этико-коммуникативные программы женского поведения и мужского обхождения формировались под воздействием разных этапов этнической истории народа. В публичном пространстве этносоциума женщины становились объектами почестей и были включены в смысловое поле «рыцарских» стереотипов, порожденных военно-иерархическим укладом алан. В то же время смыслы и символика женской субкультуры на уровне внутреннего семейного «порядка», спроецированные историческими реалиями горской патриархальности уже в посталанский период, отчетливо фиксируют статусный приоритет мужчин. Автор приходит к выводу, что этико-культурное осмысление биологического пола является важным компонентом нематериального этнокультурного наследия, отражающего особенности пройденного народом исторического и, соответственно, жизненного пути. Изучение этноса с точки зрения его «типичного» субъекта - «настоящих» мужчины и женщины и объективно сформировавшихся в этой связи ценностей, могут осветить многие аспекты этнической культуры и ментального склада этноса и перспектив его дальнейшего развития в многонациональной и поликонфессиональной среде.

Издание: ВЕСТНИК СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ К. Л. ХЕТАГУРОВА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): ХАДИКОВА АЛИНА ХАЗМЕТОВНА
Сохранить в закладках