ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТОРГОВЫХ КЛАСТЕРОВ (2024)

В статье рассматриваются теоретические подходы к анализу торговых кластеров. Одной из особенностей таких кластеров является их распределительный тип, что приводит к более сложной структуре экономических взаимодействий. Цель данной работы заключается в систематизации теоретических положений теорий региональной экономики для создания базиса исследования торговых кластеров. Приводятся аргументы в пользу необходимости рассмотрения региональных торговых кластеров на основе теории потребления и пространственного размещения, что позволяет выявить комплекс взаимосвязей, присущих торговым структурам, и выделить соответствующие метрики для их анализа. Теория потребления учитывает потребительские предпочтения в формировании спроса, а также связанное с этим предложение, которое обусловлено поиском оптимальных локаций для размещения торговых предприятий.

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА
Выпуск: Т. 13 № 1 (2024)
Автор(ы): Королёв Артём Владимирович, Ярош Ольга Борисовна
Сохранить в закладках
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК АКВАКУЛЬТУРНОЙ ПРОДУКЦИИ: ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ТРЕНДЫ И ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ (2024)

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Республика Крым обеспечивает 57% производства всех устриц и мидий в России и тем фактом, что продукция аквакультуры является важнейшей частью рациона человека. В условиях санкционных ограничений особенно важно является развития отечественного рынка. Целью работы является выявление потребностей потребителей и перспектив развития рынка с помощью SWOT-анализа. Представлены результаты маркетинговых исследований потребительского спроса на аквакультурную продукцию. С использованием метода CAWI на платформах Anketolog. ru и Google форм приведены результаты обработки 258 валидных анкет жителей Республики Крым и г. Севастополя. Важнейшим фактором выбора для потребителя является цена. Респонденты предпочитают покупать местную продукцию, но она недостаточно представлена в торговых сетях. Зафиксирован низкий уровень потребительской осведомленности относительно аквакультурной продукции. Наиболее конкурентоспособными товарами в данном сегменте рынка являются мидии и креветки, а устрицы пользуются более низким спросом. Основная часть аквакультурной продукции реализуется через супермаркеты. Зачастую производители не справляются с удовлетворением спроса из-за зависимости от импорта маточного материала. Выявлены возможности и угрозы развития регионального рынка. К основным преимуществам развития данной отрасли хозяйства в регионе относится огромный потенциал Черного и Азовского моря, а к недостатку - недостаточно развитая инфраструктурная база для переработки аквакультурной продукции в части заморозки, упаковки и логистики и слабое маркетинговое продвижение. Предложены маркетинговые механизмы, такие как экомаркировка и брендинг, для повышения доверия потребителей. Обосновано формирование эффективных каналов сбыта для местной автохтонной продукции, которые включают прямой маркетинг через фермерские ярмарки и сотрудничество с ресторанами, что может увеличить конкурентные преимущества крымских производителей и стимулировать сбыт.

Издание: ГЕОПОЛИТИКА И ЭКОГЕОДИНАМИКА РЕГИОНОВ
Выпуск: Т. 20 № 3 (2024)
Автор(ы): Пушкарёв Григорий Александрович, Ярош Ольга Борисовна, Кобечинская Валентина Григорьевна
Сохранить в закладках