ХУДОЖНИК И ЗАКАЗЧИК В РУССКОМ ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КОНЦА XIX — НАЧАЛА ХХ вв. (2024)

В статье рассматривается проблема «художник и заказчик» в русском прикладном искусстве рубежа XIX–XX вв. Цель статьи — выявление и анализ типологических и исторических аспектов заказа. Раскрывая поставленную цель, автор подробно анализирует типологию художественного заказа (государственный, общественный, частный); его характер (оригинальные, копийные, тиражные изделия) и сферы бытования (церковная, светская). Автором представлен стилистический анализ наиболее знаковых заказных предметов. Кроме того, в статье анализируются критерии оценки современниками художественных достоинств произведений прикладного искусства. Статья основана на архивных материалах, мемуарной и эпистолярной литературе, материалах периодической печати конца XIX — начала XX вв., каталогах аукционных домов. В качестве материала исследования избраны изделия ведущих русских золотосеребряных фирм рубежа XIX–XX вв. — поставщиков российского Императорского двора: Братья Грачевы, Морозов, Овчинников, Фаберже и др.

Издание: TERRA ARTIS. ИСКУССТВО И ДИЗАЙН
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Карпов Александр Владимирович
Сохранить в закладках
«ПЛАНЕТЫ И ИХ ДЕТИ»: К ИССЛЕДОВАНИЮ РОСПИСЕЙ ЛОДЖИЙ РАФАЭЛЯ В МУЗЕЕ УЧИЛИЩА БАРОНА А. Л. ШТИГЛИЦА (2024)

В начале 1890-х гг. в исторических помещениях Музея училища барона Штиглица, известных как лоджии Рафаэля, преподавателями и учениками ЦУТР были исполнены потолочные росписи, в основу которых был положен популярный мотив ренессансного искусства — сочетание зодиакальных аллегорических изображений и гротескового орнамента. На сводах лоджий в медальонах в окружении гротесков запечатлены правящие колесницами античные боги, символизирующие планеты-управители зодиакальных созвездий. Иконографическими источниками создания изображений в лоджиях Рафаэля послужили: во-первых, росписи сводов зала приемов Гильдии менял в Перудже (Sala dell’Udienza del Nobile Collegio del Cambio), исполненные Пьетро Перуджино и его мастерской (1496–1500); во-вторых, аллегорические образы планет, написанные учениками Рафаэля — Перино дель Вага и Джованни дель Удине — в апартаментах Борджиа (зал Потификов, Sala dei Pontefici) в Ватикане (1520–1521). В статье исследуется своеобразие стилистических и иконографических решений потолочных росписей Лоджий Рафаэля в Музее училища барона А. Л. Штиглица (1885–1896, архитектор М. Е. Месмахер); дается оценка значению росписей в контексте художественных решений интерьеров Музея училища барона Штиглица. Особое внимание уделено участию в создании росписей в лоджиях Рафаэля ученика ЦУТР барона Штиглица Владислава Измайловича.

Издание: TERRA ARTIS. ИСКУССТВО И ДИЗАЙН
Выпуск: № 1 (2024)
Автор(ы): Карпов Александр Владимирович, Мутья Наталья Николаевна
Сохранить в закладках