ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАХОДКИ ФРАГМЕНТА УЛЬЯ НА ПАМЯТНИКЕ «АДЖИЭЛЬ I» В ВОСТОЧНОМ КРЫМУ (2025)

Статья посвящена интерпретации находки фрагмента улья на территории памятника «Аджиэль I» в Восточном Крыму. Памятник, похоже, представляет собой укрепленный форт, контролировавший в I в. до н. э. - I в. н. э. участок дороги вблизи Узунларской оборонительной линии. Проведенный анализ найденного фрагмента, позволил отождествить его с вертикальным типом греко-римских ульев. Скорее всего, улей имел позднескифское происхождение и происходил из районов Центрального Крыма. Поздние скифы в указанное время, действительно занимались торговлей собственным медом, которая даже исходя из наших скудных данных, не просто существовала у варваров, но и выходила далеко за пределы полуострова. Попасть в Восточный Крым данный улей мог вместе с римлянами во время боспоро-римской войны 45-49 гг. Римляне, появляясь в Крыму, вполне могли заказывать для себя не только продукты пчеловодства, но и собственно сами улья, в случае необходимости применяя их по «другому» - военному назначению, успешно решая задачи, поставленные перед ними командованием.

Издание: БОСПОРСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 50 (2025)
Автор(ы): Ярцев Сергей Владимирович, Шушунова Елена Валерьевна, Юркова Дарья Сергеевна
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТАМГ НА ЗЕРКАЛЕ-ПОДВЕСКЕ ИЗ РАННЕГО ПОГРЕБЕНИЯ ГУННОВ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ (2024)

Статья посвящена проблеме появления гуннов в Северном Причерноморье во второй половине IV в. н. э. Существует мнение, что некоторые из кочевников гуннского круга племен, например, алпидзуры, проникли в регион из глубинных районов Азии, немного ранее появления здесь основной волны гуннов. Авторы с целью решения данной проблемы, предлагают привлечь в качестве важнейших источников для исследования, две тамги на зеркале-подвеске из женского погребения Кизиярская Балка (Мелитополь), относящегося к одному из ранних погребений гуннов в Северном Причерноморье. На основании тщательного анализа данных тамг, авторы приходят к выводу, что пришедшие в Северное Причерноморье алпидзуры и местные кочевники имели общих легендарных предков. Более того, как у алпидзуров, так и у их родственников, в том числе и из числа боспорской элиты, в достаточной степени был развит особый пласт религиозных представлений, связанный с почитанием своих прославленных родоначальников. Видимо именно на базе таких представлений, подошедшие в Северное Причерноморье кочевники, имеющие общих прославленных героических предков с местными варварами, смогли создать с последними совершенно новое, возникшее уже в Северном Приазовье объединение, получившее название алпидзуры («герой-народ-дзур»). Возможно именно такое тесное взаимодействие с представителями боспорской и варварской элиты Северного Причерноморья, способствовало, не только быстрой адаптации к местным условиям, но и к переходу части указанных варваров на оседлый образ жизни.

Издание: БОСПОРСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 48 (2024)
Автор(ы): Ярцев Сергей Владимирович, Шушунова Елена Валерьевна, Внуков Артем Андреевич
Сохранить в закладках