В статье рассматривается подход Китая к урегулированию своих претензий. Отмечается, что при урегулировании территориального спора государство может придерживаться любой из трех общих стратегий: сотрудничества, эскалации или затягивания. В рамках стратегии сотрудничества государство может предложить либо передать контроль над оспариваемой территорией, либо отказаться от своих притязаний на эту территорию без угроз или применения силы. В стратегии эскалации государство может прибегнуть к дипломатии принуждения для достижения благоприятного результата за столом переговоров или использовать угрозы или силу, чтобы получить контроль над спорной территорией. При использовании стратегии затягивания государство может отстаивать свои претензии по спору, не предлагая уступок и не применяя силы. Стратегия затягивания позволяет государству-заявителю выиграть время для укрепления своей позиции и достижения более желаемого результата. Эта стратегия также позволяет государству укреплять свои притязания и контроль над спорной территорией либо дипломатическими средствами, либо с помощью военных субъектов.
Современный геополитический ландшафт в Индо-Тихоокеанском регионе быстро меняется. Особенности архитектуры безопасности в нем сосредоточены одновременно как на сотрудничестве, так и на конкуренции между крупными державами. Геополитическая конкуренция обычно включает в себя экономические инструменты и стала определяющей чертой соперничества великих держав в регионе. Таким образом, быстро развивающийся ландшафт безопасности предоставляет интеграционной структуре АСЕАН возможность интенсивнее взаимодействовать с более крупными державами, особенно на экономиче-ской арене. Проблемы, стоящие перед Камбоджей в качестве председателя АСЕАН в 2022 г, были в основном обусловлены внешними факторами. Внутреннее единство в потенциально неспокойных внешнеполитических условиях, возможно, является ключом к тому, сможет ли АСЕАН противостоять надвигающемуся натиску великих держав в будущем. Целью статьи является оценка роли Камбоджи в формировании международной политики АСЕАН. Методы исследования основываются на использовании общенаучного метода анализа, обзора международной политики в регионе при помощи концепции баланса сил, и использования теории интеграции при рассмотрении деятельности АСЕАН. Использование Камбоджей во время председательства в АСЕАН правовых и политических механизмов этой интеграционной структуры не отличалось особой конструктивностью, а большей степени похоже было на злоупотребление своими полномочиями для воздействия на оппонентов, входящих в АСЕАН. Попытка региональной интеграционной структуры усилить экономическую зависимость стран будет способствовать усилению миротворческих процессов через экономические ограничения. Политическая роль Камбоджи в АСЕАН оценивается как несамостоятельная. На основе мнений экспертов и политологов установлено, что Китай использует свое влияние на Камбоджу для разобщения членов АСЕАН.