ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (2024)

В статье раскрыта сущность и выявлена историческая тенденция поэтапного развития идеи социального партнёрства от предпосылок до практического воплощения. Обобщены его характерные особенности и специфика в разные исторические эпохи. Выявлены историко-педагогические традиции и этапы становления социального партнёрства в отечественном педагогическом образовании.

Изучение исторического опыта социального партнёрства выявило его сложность и противоречивость, поэтапное развитие и зависимость от эпохальных исторических событий.

Отечественный опыт становления социального партнёрства открывается с началом XIX в. и поэтапно длится до середины 50-х гг. XIX в. (общедоступная школа и первые школы взаимного обучения; дискуссии о воспитании в ребёнке Гражданина и Человека; идеи гуманистической, патриотической тематики). С середины 50-х до начала 90-х гг. XIX в. открываются земские школы, общественные образовательные организации и развивается самоуправление. Проявляются благотворительность и попечительство, активизируются коммуникативные взаимодействия и общественные дискуссии. С начала 90-х гг. XIX в. и до 1917 г. нарастают ограничения общественных просветительных инициатив, педагогической демократической журналистики и гражданской инициативы. Идеология советской системы образования меняет общественно-педагогическую деятельность. Период с 1931 по 1991 гг. характеризуется социальной и образовательной противоречивостью, исключением идей самоуправления, ограничением общественного участия в образовании. Конец 80 ‒ начало 90- х годов ХХ века в целом не способствовали развитию социального партнёрства из-за обострения социальных противоречий. Три последующие десятилетия с 1991 г. отмечены противоречивыми тенденциями модернизации системы образования с расширением общественного участия в формировании образовательной политики через социальное партнёрство.

© Скударева Г. Н., Бенин В. Л., 2024

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА
Выпуск: № 4 (106) (2024)
Автор(ы): Скударёва Галина Николаевна, Бенин Владислав Львович
Сохранить в закладках
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (2024)

В статье раскрыта сущность и выявлена историческая тенденция поэтапного развития идеи социального партнёрства от предпосылок до практического воплощения. Обобщены его характерные особенности и специфика в разные исторические эпохи. Выявлены историко-педагогические традиции и этапы становления социального партнёрства в отечественном педагогическом образовании.

Изучение исторического опыта социального партнёрства выявило его сложность и противоречивость, поэтапное развитие и зависимость от эпохальных исторических событий.

Отечественный опыт становления социального партнёрства открывается с началом XIX в. и поэтапно длится до середины 50-х гг. XIX в. (общедоступная школа и первые школы взаимного обучения; дискуссии о воспитании в ребёнке Гражданина и Человека; идеи гуманистической, патриотической тематики). С середины 50-х до начала 90-х гг. XIX в. открываются земские школы, общественные образовательные организации и развивается самоуправление. Проявляются благотворительность и попечительство, активизируются коммуникативные взаимодействия и общественные дискуссии. С начала 90-х гг. XIX в. и до 1917 г. нарастают ограничения общественных просветительных инициатив, педагогической демократической журналистики и гражданской инициативы. Идеология советской системы образования меняет общественно-педагогическую деятельность. Период с 1931 по 1991 гг. характеризуется социальной и образовательной противоречивостью, исключением идей самоуправления, ограничением общественного участия в образовании. Конец 80 ‒ начало 90- х годов ХХ века в целом не способствовали развитию социального партнёрства из-за обострения социальных противоречий. Три последующие десятилетия с 1991 г. отмечены противоречивыми тенденциями модернизации системы образования с расширением общественного участия в формировании образовательной политики через социальное партнёрство.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА
Выпуск: № 3 (105) (2024)
Автор(ы): Скударёва Галина Николаевна, Бенин Владислав Львович
Сохранить в закладках
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ АВИАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА (2024)

Проблема совершенствования воинского мастерства и профессиональной культуры офицера занимает особое место среди проблем военного образования. Ее особенность обусловлена тем, что профессиональная культура будущего офицера напрямую связана с его будущей профессиональной деятельностью. Это наглядно видно у офицеров авиационного профиля.

В результате проведенного исследования выявлена структура профессиональной культуры будущего офицера-инженера, выпускника военного учебного центра Уфимского университета науки и технологий, которая состоит из военно-специальной культуры, технической культуры и педагогической культуры. Показано, что данные элементы взаимодополняют друг друга и обеспечивают профессиональную культуру будущего офицера авиационного профиля. Определены критерии и показатели, необходимые для оценки уровня сформированности профессиональной культуры будущих офицеров:
- мотивационно-ценностный (наличие профессионального интереса и мотивация к овладению будущей профессией, стремление к профессиональному саморазвитию, набор ценностей, определяющих отношение курсанта к дальнейшей профессиональной деятельности);
- когнитивный (наличие специальных знаний связанных с исполнением прямых должностных обязанностей авиационного-инженера);
- технический (имеющиеся у будущего офицера знания в будущей военной специальности, наличие умения ставить и решать основные задачи согласно боевому предназначению, навыки офицера в постановке и решении педагогических задач, уровень развития педагогической техники, результаты военно-педагогической деятельности);
- личностный (сформированность личностных качеств: профессиональная ответственность, готовность к профессиональному саморазвитию).

Перечисленные критерии и показатели позволили выделить и охарактеризовать уровни сформированности профессиональной культуры будущих офицеров, которые могут развиваться от низкого к высшему в образовательном процессе военного учебного центра. Достижение этих уровней будет определяться на основе мотивационно-ценностного, когнитивного, технического и личностного критериев.

Издание: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА
Выпуск: № 2 (104) (2024)
Автор(ы): Бенин Владислав Львович, Мустафин Марсель Рафитович
Сохранить в закладках