Психологические последствия тяжелой физической травмы, полученной при разных обстоятельствах, проявляются в переживаниях кризисного уровня. В подростковом возрасте острые эмоциональные состояния кризиса обстоятельств могут быть поддержаны переживаниями нормативного кризиса. Психологические проблемы травмированных подростков представляют собой дезадаптационные нарушения и выступают в процессе медицинской реабилитации в виде низкой мотивации к лечению, отсутствия воли к выздоровлению, появления признаков «синдрома отмены». Важное значение для преодоления этих трудностей имеет процесс построения реалистичной временной перспективы и формирования позитивного отношения к будущему у пациентов травматологического профиля.
Цель. Изучение специфики отношения к будущему у подростков с последствиями тяжелой физической травмы для прогнозирования особенностей их мотивации и поведения в процессе медицинской реабилитации.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие подростки 12–17 лет: 20 подростков с последствиями тяжелых физических травм (из них 10 подростков получили травмы в результате дорожно-транспортного происшествия и 7 — в результате падения с высоты) и 24 здоровых подростка. Применялись клинико-психологический и психодиагностические методы исследования. Проводилась математико-статистическая обработка данных.
Результаты. В подростковом возрасте как у лиц без опыта физической травматизации, так и у подростков, получивших тяжелые физические травмы, преобладает позитивное отношение к собственному будущему, проявляющееся в надежде на преодоление всех жизненных трудностей. У подростков, получивших тяжелую физическую травму, выявлена низкая ориентированность, неопределенность в отношении собственного будущего. Выявлены различия в отношении к будущему у подростков, получивших травму в результате кататравмы и пациентов, пострадавших в результате автотравмы.
Обсуждение. Перенесенные механические повреждения, обуславливающие стойкий функциональный дефицит, определяют развитие психологической дезадаптации. В частности, подростки, пережившие кататравму, представляют собой группу риска по проявлениям безнадежности, беспомощности и суицидального риска. Психологическая помощь, применение корригирующих методик может рассматриваться важным элементом в комплексном лечении и реабилитации пациентов, перенёсших высокоэнергетическую травму, с множественными повреждениями опорно-двигательного аппарата.
Заключение. Психологическая помощь подросткам, получившим физическую травму, должна включать терапию временной перспективы, опирающуюся на упрочение надежды, позитивного отношения к будущему, формирование адекватных, реалистических целей. Особого профессионального внимания врачей и медицинских психологов требуют пациенты, пострадавшие в результате кататравмы.
Статья посвящена организации и проведению научно-практической конференции «Турнеровские чтения» по актуальным вопросам травматологии и ортопедии детского возраста, которая состоялась 3–4 октября 2019 г. в Санкт-Петербурге. Освещены темы, рассмотренные на пленарных и секционных заседаниях, проведен анализ докладов о современном уровне травматологии и ортопедии детского возраста и перспективах развития научных и клинических исследований. Всего заслушано 104 доклада по диагностике, лечению и реабилитации повреждений и их последствий, врожденных и приобретенных заболеваний костно-мышечной системы детского населения. В Турнеровских чтениях приняли участие 386 человек из 52 регионов России, из Беларуси,
Молдовы, Украины, Узбекистана, Эстонии, Германии, Швейцарии, Египта.
Пространственные соотношения эпифиза и вертлужной впадины при юношеском эпифизеолизе головки бедренной кости с острым (на этапе частичного синостозирования) и хроническим смещениями эпифиза тяжелой степени восстанавливали при помощи различных разновидностей внесуставной корригирующей остеотомии бедра и классической операции Dunn. Большое количество послеоперационных ишемических
осложнений и/или сохраняющееся остаточное смещение эпифиза, служащее причиной феморо-ацетабулярного импинджмента, послужили поводом для усовершенствования традиционных хирургических методов. В частности, в 2007 г. предложена модифицированная техника классической операции Dunn с применением мало-
травматичного хирургического вывиха бедра.
Цель — оценка эффективности модифицированной операции Dunn при лечении детей с юношеским эпифизеолизом головки бедренной кости.
Материалы и методы. Проанализированы данные пред- и послеоперационного клинико-рентгенологического исследования 10 пациентов (6 мальчиков и 4 девочек) в возрасте от 11 до 15 лет, страдающих юношеским эпифизеолизом головки бедренной кости со смещение эпифиза тяжелой степени. В пяти наблюдениях смещение эпифиза было хроническим, в четырех — острым на фоне хронического и в одном — первично-острым.
В суставах с острым смещением на момент операции наблюдались признаки частичного синостозирования на уровне эпифизарной ростковой пластинки. Всем детям выполнена модифицированная операция Dunn по авторской методике. Максимальный срок послеоперационного наблюдения составил 1,5 года.
Результаты. Удовлетворительный результат достигнут в пяти и, возможно, будет получен еще в трех из 10 случаев. В двух наблюдениях результат лечения оказался неудовлетворительным по причине развития раннего осложнения в виде асептического некроза головки бедра. Количество ранних осложнений хирургического лечения соответствует данным литературы.
Заключение. На сегодняшний день модифицированная операция Dunn является единственным хирургическим вмешательством, дающим относительно небольшое количество о