Введение. В условиях повышенных требований, предъявляемых к школьнику, вопрос сохранения эмоционального благополучия приобретает особую значимость. Цель данного исследования заключается в оценке вклада личностных черт, условий образовательной среды и академической успешности в эмоциональное благополучие школьников. Методология, методы и методики. Теоретико-методологической основой исследования выступили концепция социального и эмоционального благополучия (M. Hamilton, G. Redmond) и теоретические положения о сущности академической успешности обучающихся (В. Н. Дружинин, М. Р. Шабалина). В исследовании принимали участие 975 учеников школ г. Екатеринбурга. Использовались методы теоретического анализа, психодиагностический метод и методы математико-статистической обработки данных. Результаты. Установлено, что существует связь показателей эмоционального благополучия, личностных черт и академической успешности у школьников. Школьники с высоким эмоциональным благополучием характеризуются дружелюбием, добросовестностью, открытостью опыту и экстраверсией, оценивают свои объективные академические результаты ниже их фактического значения. Школьники с низким эмоциональным благополучием характеризуются проявлением нейротизма и заниженной субъективной оценкой своих академических результатов по сравнению с реальными результатами. Ученики из школ с высокими образовательными результатами являются более эмоционально благополучными и характеризуются несколько завышенным представлением о своих академических результатах, в отличие от учащихся школ с низкими образовательными результатами. Научная новизна исследования заключается в установлении связи между эмоциональным благополучием, личностными чертами и академической успешностью, а также рассмотрении феномена «эмоциональное благополучие» с позиции выделения его высокого и низкого уровня. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы при прогнозировании эмоционального благополучия школьников и их академической успешности, а также при разработке программ психолого-педагогического сопровождения формирования и сохранения эмоционального благополучия школьников.
Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия «одарённость», его структуры и критериев выявления, а также определении специфики работы с одарёнными подростками.
Процедура и методы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: анализ специальной литературы; изучение системы работы с одарёнными подростками, которое включает в себя ознакомление с психологическими особенностями и методическими приёмами работы с подобными детьми. В работе были использованы теоретические методы исследования, включающие в себя изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной теме.
Результаты. На основании изучения научной литературы установлено, что однозначного, чёткого и точного определения понятия «одарённости» не существует. Вместе с тем в настоящее время одарённость определяется как процесс развития различных задатков, способностей и качеств личности. Результатами исследования послужили теоретические обоснования понятия «одарённость», а также выявление качественных стратегий и подходов в психолого-педагогическом сопровождении одарённых подростков.
Теоретическая и/или практическая значимость. Представленные в статье обобщённые данные расширяют научные представления в области психологии одарённости. Теоретическая значимость работы заключается в обогащении теории психолого-педагогического сопровождения новыми концептами сопровождения одарённых подростков. Практическая значимость работы состоит в том, что описанная специфика работы с одарёнными подростками может быть использована в работе при выявлении одарённых детей, их развитии и сопровождении.