Научный архив: статьи

Опыт доверия в контексте усталости и одиночества человека в современном обществе (2025)

Введение. В современную философскую оптику попадают феномены, раскрывающие антропологическую субъектность как самого человека, так и в отношении с другими. Эти феномены тем не менее могут рассматриваться и самостоятельно. В статье мы рассмотрим некоторые из них, которые, как нам кажется, выходят на первую линию в настоящее время: одиночество, усталость и доверие. В философско-антропологических подходах мыслителей двадцатого и двадцать первого веков (Х. Арендт, М. Шеллер, М. Хайдеггер, Бён-Чхоль Хан и другие) усматривается ответ на вопрос о том, кто такой человек: каковы его место, мера и влияние в новой структурной реальности, которую он создаёт. Материалы и методы. Материалом для исследования стали работы отечественных и зарубежных философов, которые были проанализированы с использованием герменевтического, философско-компаративистского методов. В частности, были изучены конкретные характеристики, описывающие связь человека с окружающей реальностью. Результаты исследования. Проведённое исследование показывает, что человек становится личностью при условии осмысленной работы, что обуславливается предлагаемым ему выбором в условиях фрагментарности общества. Из-за частичного, разрозненного, фрагментарного процесса взаимодействия человека с обществом первый склонен не столько к обогащению своей личности, сколько к потребительскому времяпровождению. Через категорию доверия это звучит следующим образом: у того, кто доверяет, больше времени прожить жизнь полно, поскольку он знает, чего ему не хватает, и понимает, как этим можно пользоваться в жизни. Несмотря на кажущийся негативизм, усталость положительно стимулирует человека к осознанию имеющихся навыков и социального опыта, а также является «паузой», т. е. адаптацией накопившегося опыта. Обсуждение и заключения. Масштабные социальные потрясения приводят личность к состоянию отчуждённости, что выражается в стремлении к одиночеству, при этом ощущение усталости может стать ключом к изменению ситуации. Современное общество говорит, что субъект может сделать, что звучит как вера в способности человека выполнить ту или иную задачу. Однако подобное размывание границ «не\могу» ведёт к тому, что возрастает уровень продуктивности и в некоторой степени изнурённости, которая в конечном счёте может привести к переживанию одиночества и снижению доверия к окружающим людям. Большая самостоятельность приводит к апатии, в том числе к труду, которая отстраняет от окружающего мира, потому ведет к уменьшению доверия. Однако ключевым превентивным механизмом в современном обществе может стать дистанцированность в форме усталости, которая предъявляет обществу не сколько равнодушие, сколько совершенное волевое решение «прерваться на перерыв», а значит, ожидание от общества доверительного отношения.

Издание: ВЕСТНИК МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Том 13, № 3 (2025)
Автор(ы): Филиппович Юлия Сергеевна, Филиппович Мария Сергеевна
Сохранить в закладках
Отношение молодежи к потреблению энергетических напитков: опыт эмпирического исследования (2024)

Здоровый образ жизни – неотъемлемая часть нормального функционирования организма человека любого возраста. Социально-культурным измерением здоровья профессиональных групп занимались социологи, которые предприняли попытку описать влияние роли на ведение здорового образа жизни. В данном исследовании фокус был поставлен на употребление энергетических напитков, влияющих как на образ жизни, так и на осведомленность о последствиях после длительного их употребления. Исследования показывают, что напиток содержит компоненты, которые могут обеспечить умственную и физическую стимуляцию. В современном мире здоровый образ жизни – основа социальной сферы человека. Популяризация отказа от вредных привычек – главная задача профилактики. Важно донести до индивида целесообразность следования нормам, предложенным здравоохранением РФ и закреплённым законодательством.
Цель. Изучить степень зависимости от энергетических напитков современной молодежи и обозначить направления развития тенденции их употребления в результате проведения социологического опроса.
Задачи: установить причину употребления энергетиков среди молодежи. Оценить степень информированности населения в данном вопросе. Выявить тенденции употребления энергетических напитков в молодежной среде.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 100 обучающихся высшего учебного заведения и общеобразовательной школы (юношей – 38 человек, девушек – 62 человек. Все было предложено пройти опрос, сформированный на платформе Google. forms.
Выводы. На основании полученных данных можно сказать, что только некоторая часть современной молодёжи подвержена частому употреблению энергетических напитков. Большинство целевой аудитории заботиться о состоянии своего здоровья, поэтому воздерживается от употребления таковых напитков. При этом та часть опрошенных, которая прибегает к использованию данных средств продления времени работоспособности, делает это в разумных пределах, осознавая возможные последствия. Стоит отметить, что большая часть аудитории знает о альтернативных способах достижения данной цели и даже применяет эти знания на практике.

Издание: КОЛЛЕКЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Выпуск: №3 (2024)
Автор(ы): Попова А.Е., Филиппович Мария Сергеевна
Сохранить в закладках
Инновационный потенциал личности в условиях современной образовательной среды вуза (2024)

Понятие инновационного потенциала только начинает подробно исследоваться в рамках социологической науки, что крайне необходимо в современных социокультурных условиях. Также проблема формирования инновационного потенциала личности осознана еще не достаточно хорошо как в среде студенчества, так и среди профессорско-преподавательского состава. Чаще данную характеристику личности рассматривают как творческий потенциал, адаптированный под условия современного российского общества, хотя это понятия взаимосвязанные и взаимовлияющие. Чаще всего теоретическая и методологическая сторона указанных проблем почти не раскрывается, а передается в основном опыт, технологии, методы формирования личности, потенциала, способностей.
Цель работы является изучение инновационного потенциала в образовательной среде высшего учебного заведения Задачи: выявить взаимосвязь различных трактовок понятия «инновационный потенциал», определить место понятия в образовательной среде высшего учебного заведения, оценить связь творческого потенциала на образовательный процесс.
Материалы и методы. Основой статьи выступает метод системного анализа, который позволяет обнаружить связи между трактовками понятия «инновационного потенциала», а также компаративистский анализ, который позволяет найти различия и обозначить практическое применение понятия «инновационный потенциал» в среду высшего образовательного учреждения.
Результаты. В данной статье рассмотрено понятие «инновационный потенциал» и его влияние на личность в образовательной среде высшего образовательного заведения.
Вывод. Различие трактовок понятия позволяет сформировать концептуальную структуру и приложить механику и сущностные элементы в практическую сферу – высшее образование.

Издание: КОЛЛЕКЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Выпуск: №3 (2024)
Автор(ы): Филиппович Мария Сергеевна, Орлова Е.М.
Сохранить в закладках