ктуальность исследования обусловлена социальной значимостью отрасли пассажирских авиаперевозок России, ее высокой подверженностью комплексным рискам в связи с санкционной политикой недружественных стран, турбулентностью и неопределенностью действующих риск-факторов, необходимостью государственного регулирования и контроля функционирования компаний отрасли, а также отсутствием действенной системы мониторинга ее устойчивого развития. В 2022 г. Правительство РФ утвердило комплексную программу развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 г. В этой связи цель исследования — разработка стратегического подхода к мониторингу рискоустойчивости компаний отрасли пассажирских авиаперевозок на основе комплексного аналитического инструментария, обеспечивающего векторное определение стратегических индикаторов их устойчивого развития. Научная новизна предлагаемого стратегического подхода заключается в разработке алгоритма бизнес-анализа как последовательности аналитических процедур, позволяющих сформировать стратегию устойчивого развития, а также осуществлять мониторинг рискоустойчивости и финансовой безопасности компаний отрасли пассажирских авиаперевозок. Стратегический подход включает три логически связанных этапа: секторально-отраслевой анализ, выявление риск-факторов и оценка их влияния на компанию с использованием усовершенствованных методов стратегического анализа; формирование целевой матрицы конкурентных преимуществ, ориентированных на стейкхолдерский подход к устойчивому развитию; определение системы стратегических индикаторов для мониторинга рискоустойчивости компании. Теоретическая значимость исследования заключается в развитии и адаптации методологии отраслевого анализа к специфике и потребностям отрасли пассажирских авиаперевозок в целях ее устойчивого развития в условиях высокотурбулентной экономики. Практическую ценность имеет усовершенствованный инструментарий стратегического анализа, ориентированный на взвешенную оценку и дифференцированный учет риск-факторов, влияющих на отрасль и конкретную компанию, комплексность их влияния, а также повышение реализуемости стратегии устойчивого развития. Результаты могут быть полезны для ключевых стейкхолдеров авиакомпаний, в том числе Росавиации, с целью минимизации рисков реализации комплексной программы развития авиационной отрасли, а также мониторинга информации о состоянии финансовой безопасности социально значимых компаний.