В статье отражен результат исследования предпринимавшихся попыток со стороны государственной власти обеспечить преображение России в соответствии с мировыми достижениями прогресса. Составлявшиеся для этого с 1904 г. и в последующие периоды начала XX в. проекты преобразований основывались на научных рекомендациях и зарубежном опыте. Совершенствование их продолжалось и впоследствии. Анализ вскрывает наличие не только сильных составляющих проводившейся политики, но и допускавшихся упущений. Отмечается отсутствие идеологического обеспечения и иных необходимых для успеха реформ конвенционных сопутствий. Это позволяло революционерам с использованием выделения и абсолютизации недостатков перехватывать инициативу. Позитивные перемены тем не менее намечались.
В статье рассматриваются подходы к осмыслению складывавшихся оторванных, как правило, от жизни представлений о возможностях и последствиях радикальных преобразований. Критические осуждения связанных с ними надежд на перемены к лучшему появлялись сразу же, как только доступными для ознакомления становились те или иные оппозиционные идеологические платформы с экстремистским уклоном. Безупречными, безусловно, не являлись и сами опровержения. Но в полемических возражениях содержалось немало здравых суждений, не утрачивавших впоследствии своей актуальности.
Неконвенционные, не опирающиеся на существовавшие законы методы использовались в различных странах мира. Возникавшие же конфронтационные сценарии нередко сопровождались трагическими развязками. Революции и радикальные реформы на ранних стадиях способствовали установлению преобладания регрессивных процессуальных состояний. Устранение их достигалось за счет восстановления преемственности с прошлым и обращений к предшествующему опыту. Представляемый анализ формировавшегося в противостоянии угрозам интеллектуального зарубежного и отечественного наследия охватывает лишь наиболее перспективные относящиеся к теме варианты.
В статье отображен результат исследования состояний восточнославянской этничности в отечественных и зарубежных реалиях у кавказских духоборов. В конце XIX в. часть из них была вынуждена эмигрировать из России в Канаду. После исхода там у данной разновидности сектантов выделилась группа, вставшая на путь экстремизма. Она применяла особую разновидность террора, проведение которого сводилось к разрушениям инфраструктурных объектов страны пребывания. Это имело, по мнению автора, сходство с тем, что делали когда-то луддиты, включившиеся в протесты рабочие Англии и некоторых других европейских стран в первой четверти XIX в.
Их разрушительные акции были направлены против внедрения машин в ходе промышленной революции. Остановить же прогресс они оказались не в состоянии. Действия с применением взрывчатки и поджогов в Канаде также порождали лишь негативные последствия и навлекали преследования отошедших от рационалистических христианских установок сектантов. Остававшиеся на прежних исповедных позициях эмигрировавшие в Канаду духоборы переоценили восприятие родины и склонялись к возвращению. Но реализовать данное намерение им не удавалось. При смене поколений стремление к возвращению постепенно ослабевало. Представляемое исследование основывается в том числе на не вводившихся ранее в научный оборот источниках.
В статье анализируется значение используемых при проведении ретроспективных исследований емких обозначений (концепт), отражавших те или иные реалии прошлого. Соответственно они сами служат своеобразными средоточиями сведений, не в последнюю очередь позволяющих обеспечивать достоверность реконструкций. Передаваться же они должны в том виде, в котором использовались. При отсутствии появлявшихся в контексте исторических эпох или изучаемых периодов обобщающих опорных сюжетов ученые могут вырабатывать и использовать свои варианты понятий, обосновывая лишь правомерность их применения. Идеальных же версий и в этом случае достичь невозможно. В представляемом исследовании рассматриваются именно те смысловые отображения, которые использовались в практическом обиходе.
Из пространственных обозначений выделены употреблявшиеся конкретизации: край окраина, периферия, а в противопоставлениях населения – автохтоны, инородцы, туземцы и др. Данные термины позволяют выдерживать точность передачи того, что наблюдалось в действительности. В заключительной части представлено описание этнонациологического подхода, позволяющего различать этнические и национальные уровни в сплочении народов и соответствующие им консолидированности. Преобладающей тенденцией интеграционного сближения в Российской империи до революционного кризиса 1917 г., по мнению автора, являлось формирование согражданства. Вместе с тем происходило складывание этнонаций, чему способствовала проводившаяся на окраинах политика.