СЦЕНА ШАУРИ, ИЗОБРАЖЕНИЯ АРАБОВ И ФИКСАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИЕРАРХИЙ В ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ ГЕРМАНСКОЙ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ (2024)

Статья посвящена отображению колониальных иерархий в сцене шаури (в германской колониальной практике – совет, собрание администрации колонии и местных жителей) в визуальных источниках Германской Восточной Африки (ГВА), а именно на открытках, в авторской фотографии, художественных зарисовках и на так называемых торговых карточках. Рассмотрение этих источников показывает, что положение в пространстве и позы участников шаури никогда не бывают случайными ‒ они демонстрируют доминирование, превосходство или, наоборот, подчиненность и отражают расклад сил, актуальный как для конкретных участников встречи, так порой и для всего региона.

Характерно, что в этом выражении доминирования особое место занимает арабо-суахилийская составляющая населения ГВА. Художественными и композиционными средствами подчеркивается существенное влияние арабов и арабизированных суахили на шаури; источники, изображающие их вне сцены совета, также демонстрируют визуальное превосходство над жителями колонии – африканцами. Также выявляются устойчивые контексты, в которых фигурируют арабы в визуальных источниках. Они позволяют проследить отражение расиализированной и иерархизированной картины мира и немецких колонизаторов, и местной арабской и арабо-суахилийской элиты.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ИНСТИТУТА АФРИКИ РАН
Выпуск: № 1 (66) (2024)
Автор(ы): БАНЩИКОВА Анастасия Алексеевна
Сохранить в закладках