В статье рассматривается специфика политической когниции как структурного элемента политической коммуникации. Основная задача исследования – выявить в условиях идеационного поворота характеристики политико-медийной оси Шанхайской организации сотрудничества, смоделированные в научно-медийных публикациях и обусловленные различной логикой и политическими когнициями авторов. Медиатизация современного политического дискурса позволяет рассматривать идеологию как потенциальную возможность, создающую основания через реконтекстуализацию символики институционального прошлого упорядочивать институциональное настоящее. Приоритетной в понимании идеологии признается позиция аргентинского социолога, антрополога и семиотика, профессор коммуникационных наук Университета Сан-Андреса Элисио Верона. Наиболее продуктивной в плане представления и описания множественности взаимодействия между участниками политической коммуникации, сбалансирования коммуникации политических когниций полагается критическая лингвистика. В процессе концептуального моделирования используются элементы политический анализа, основывающегося на обращении к идеям как причинно-следственным переменным. Исследование осуществляется с учетом значимости причинно-конститутивных логик, при этом приоритетной логикой коммуникации признается каузальная логика, с ориентацией на идею как фокусную точку. Идея сотрудничества, моделирующая институциональные функции ШОС, рассматривается через когнитивные презентации в научно-медийных источниках, для интерпретации которых используется терминологический и понятийный аппарат русского конструктивизма.
В статье исследуется практика создания слова главы Алтайской миссии архимандрита Макария как составляющая лингвистических практик Алтайской миссии XIX века, включающая в себя: а) акцентуацию грамматического предиката как основы логической пропозиции, отражающей в высказывании присутствие-позицию «мыслящего духа». б) двоичную детерминированность, или бинарную производность; в) усиление семантики отрицания как основы конструирования концепции отрицания в качестве знания об ином бытии. С целью расширения представления о концептуальной среде, в которой формировалась философия слова главы Алтайской миссии, и понимания в российском обществе XIX века задач просвещения, анализируются воззрения религиозного философа, литературного критика, одного из главных теоретиков славянофильства И.В. Киреевского.