Введение. Готовясь к 320-летию со дня рождения И. И. Бецкого, учитывая его огромный вклад в развитие отечественного образования в России XVIII в. и неугасающий интерес к его социально-педагогическому эксперименту, мы провели исследование с целью выявить новые данные к биографии, жизни и деятельности образованнейшего человека своего времени, используя материалы, созданные И. И. Бецким и его современниками и изданные в 70–90-е гг. XVIII в., обратились к новым архивным
источникам и работам авторов, изучавших педагогическое наследие сподвижника Екатерины II. Новизна исследования состоит в том, что представлен анализ дореволюционных трудов, первые из которых появились в XIX в. Это работы: Н. Михайловского, И. А. Чистовича, А. П. Пятковского, Н. Ф. Миллера и др. о жизни и деятельности И. И. Бецкого, об учреждениях, открытых в России благодаря его стараниям и значительным средствам, которые он отдавал на дела благотворительности, особенно на развитие воспитательных учреждений.
Материалы и методы. Использованы методы – источниковедческие анализ и синтез, позволившие выявить, отобрать, проанализировать и интерпретировать историко-педагогические источники.
Результаты. Результатами исследования являются новые данные о биографии и деятельности И. И. Бецкого, оценочные суждения исследователей его опыта и педагогического наследия. Источниковедческий анализ показал: П. М. Майков считал, что система формирует «полезных граждан»; А. С. Лаппо-Данилевский отмечал эклектичность взглядов И. И. Бецкого – смесь идей Локка, Руссо и Гельвеция; по мнению Н. К. Маккавейского – «идеальная мечтательная система», для которой характерна «искусственность построений». П. Ф. Каптерев в педагогической системе И. И. Бецкого называл ведущие идеи «о верховенстве сердца в духовной природе человека, о превосходстве его над разумом».
Обсуждение и выводы. Источниковедческий синтез суждений о педагогической системе, созданной И. И. Бецким, позволяет сделать вывод: в исследованиях послереволюционного периода педагогическая концепция И. И. Бецкого представляется как гуманистическая парадигма развития российского образования.