В статье рассматривается введение большевиками после прихода к власти в 1917 году гражданского брака и развода и адаптация этого института в годы Гражданской войны. Долгие годы все брачное законодательство находилось в руках Церкви. Большевики коренным образом это поменяли. Гражданский брак стал обязательным, а гражданский развод был максимально лёгким, однако вначале население попрежнему желало венчаться в приходской церкви. В тех районах страны, которые были под контролем белых, в целом сохранялось дореволюционное брачное законодательство. То, что общество раскололось, сказалось и на институте брака, все это рождало множество коллизий, и часто даже местные власти и церковные деятели не знали, где следует регистрировать законный брак. После завершения Гражданской войны новые власти попрежнему считали законным только тот брак, который был зарегистрирован в гражданских органах власти.
В революционное время произошло своеобразное открытие древнерусской живописи. Долгое время старинную икону со временем потускневшую, чтобы она выглядела более ярко и эффектно, подновляли и прописывали. Древнейшая живопись была скрыта под слоем новейших подновлений. Кроме того, древнерусское искусство считали примитивным и грубым. В начале XX века художники-реставраторы начали расчищать такие иконы от старых записей. Удивительно, что именно в эпоху войн и революций произошло своеобразное открытие древней иконописи. Постепенно коллекционировать икону становится модным. Некоторые деятели Православной Церкви считали такое светское отношении к церковному искусству недопустимым. Но часть церковных деятелей и патриарх Тихон поддержали реставраторов. Патриарх даже официально благословил расчистку древних икон. Самые известные иконы, в том числе произведения Андрея Рублева, были именно тогда расчищены от позднейших записей. Тогда же и сложился своеобразный антикварный рынок древнерусских икон. Коллекционеры древнерусской иконы, особенно в период революций, часто пополняли свое собрания явно нечестными путями. Параллельно с открытием древнерусского искусства шло и гонение, а впоследствии и уничтожение многого из того, что имело отношение к Православной Церкви. Свою политику в отношении религиозного искусства большевики именовали «иконоборством». Иконы первоначально снимали с публичных и общественных мест, где они висели. Потом иконы начали сжигать. Реставраторы и ценители древнерусского искусства боялись, что ценные иконы просто уничтожат. Кажется, именно поэтому некоторые, наиболее известные знатоки икон, были не против их продажи заграницу. Впоследствии иконопись стали рассматривать как народное творчество. И икона из некогда религиозной реликвии превратилась в один из символов секуляризированной культуры.