Цель: оценка готовности пациентов к онлайн-коммуникации с медицинским работником и востребованности медицинской помощи в дистанционном формате. Материал и методы. С помощью разработанной автором анкеты опрошены 507 пациентов. Анкета позволяет получить данные о наличии опыта респондента по использованию онлайн-коммуникаций с врачом, готовности опрошенных лиц к «цифровым» визитам, влиянии интернет-ресурсов на доверие пациента к рекомендациям лечащего врача.
Результаты. Используют онлайн-коммуникации при взаимодействии с лечащим врачом 30,6±2,1% пациентов, 40,5±2,2% - хотели бы иметь такую возможность. Установлено различие в готовности к цифровым коммуникациям между группами интервьюированных, заинтересованных в специалистах педиатрического профиля (родители пациентов, посещающих ГДП), и группах пациентов центральной районной больницы и городских стационаров (р<0,001). Подтверждено влияние возраста на готовность пациентов к онлайн-коммуникациям. Наиболее востребованные в дистанционном формате - услуги по оформлению направлений (на анализы, госпитализацию), особенно в группе родителей. Изучение поведения пациентов в отношении поиска «второго мнения» в интернете показало, что бóльшая часть опрошенных в настоящее время не склонны перепроверять назначения лечащего врача, а абсолютное большинство участников интервью (82,8±1,7%) доверяет реальному лечащему врачу, а не интернет-советам.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о готовности населения к внедрению цифровых коммуникаций и переносу части медицинской помощи в цифровое поле; наиболее востребованными оказались услуги по оформлению направлений на госпитализацию, к узким специалистам, анализы, выписка рецептов на лекарственные препараты, которые пациент получает в постоянном режиме.