ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТТЕРНОВ АНИМАЛИСТИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ДО XVIII ВЕКА (2024)

В статье описываются национальные особенности изображения животных в первобытный, языческий и христианский периоды до становления и расцвета классического жанра анималистики в России (XVIII-XIX века). Для достижения цели в дополнение к классическим методам исследования в искусствоведении использовался системный подход, в результате была создана модель исследования и прослежены ее изменения в разные временны ́ е периоды. В статье проводится анализ влияния сложного интегрального образования - мировоззрения - на создаваемые и дублируемые из века в век анималистические паттерны. В результате выявлены такие компоненты мировоззрения, как особенности эйдетической памяти первобытного человека, особенности мышления до возникновения письменности, стремление к групповой идентификации, религиозные представления, жизненно-практические познания и системы ценностей, определяемые социальными, этническими и политическими факторами. Анализ изменений изображений животных в отечественном искусстве в период от палеолита до становления христианства выявил, что формы анималистических паттернов тесно связаны с особенностями мировоззрения конкретных людей (социальных групп). В заключении приведены примеры использования анималистических паттернов в современном изобразительном искусстве (на примере искусства Алтая).

Издание: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: № 1 (38) (2024)
Автор(ы): Неприятель Юлия Александровна
Сохранить в закладках