В статье анализируются результаты номинативного эксперимента, в ходе которого участникам предлагалось дать имена шести молодым людям (трем девушкам и трем юношам) на предъявленной фотографии и дать объяснение своему выбору. Реципиентами стали 70 студентов разных отделений филологического факультета. Предполагалось, что большинство испытуемых в качестве мотива именования укажут на своих знакомых, носящих такое имя, однако гипотеза не оправдалась: лишь 10 % участников привели такое обоснование. Дальнейший анализ экспериментальных данных позволил говорить о существовании антропонимикона, актуального для данного социума, который характеризуется определенным набором частотных имен, не во всем совпадающим с официальными данными. При этом восприятие каждого из имен, в том числе и наиболее частотных, сугубо индивидуально, что снимает вопрос о предполагаемой общей семантике того или иного имени. Наличие актуального антропонимикона подчеркивает и результат социологического опроса, в ходе которого тем же студентам было предложено привести имена своих будущих детей - каждый из испытуемых продемонстрировал свободу выбора, которой явно не было при номинации фотографий.
Данные ономасиологических экспериментов позволяют варьировать условия номинативного акта и дают основания для выводов о специфике протекания номинативного процесса. В статье анализируются результаты одного из таких ономасиологических экспериментов, направленного на выявление условий реализации субъективизированной стратегии отобъектной номинации. Семь групп объектов, ранжированных по размеру, были предложены 20 участникам пилотного эксперимента, принадлежащим к различным гендерным, возрастным и социальным группам. Полученные результаты свидетельствуют об избирательности субъективизированного подхода к номинации объектов в ситуации спровоцированного выбора одного признака. Так, навязываемая градация по размеру ограничивает креативные усилия при номинации животных и разнообъемных объектов. Для всех групп провоцируемый признак часто дополняется другими, выделенными самими номинаторами. Наиболее перспективны для реализации субъективированной стратегии номинации абстрактные фигуры и изображения людей.