В статье анализируются представления о власти и государственности, отраженные в Псковской III летописи. В погодных статьях за XIII-XIV вв. княжеская власть, в целом, не характеризуется как нечто сакральное, князья изображены как наемные работники, приглашаемые и изгоняемые по воле псковичей. Сообщения о деятельности псковских князей преимущественно лаконичны и безоценочны; исключение составляет Повесть о Довмонте, в которой создается яркий образ князя, являющегося успешным военачальником и обладающего христианскими благодетелями. Довмонт (в крещении Тимофей) позиционируется как посланный псковичам Богом, период его правления представлен как расцвет псковской государственности. Во фрагменте летописи, посвященном событиям XV в., появляется ряд маркеров, свидетельствующих об усилении зависимости Пскова от московских князей. При этом в Псковской III летописи выражено отрицательное отношение к направлению московскими князьями наместников без учета желания псковичей. Крайне негативно в данном своде оценивается деятельность Василия III, ликвидировавшего вечевой строй во Пскове в 1510 г., и Ивана IV, ориентированного на укрепление самодержавия. При описании порядков в централизованном государстве, используются эсхатологические мотивы, московские правители косвенно соотносятся с Антихристом.
В статье анализируется место Н.М. Карамзина в литературной традиции осмысления присоединение Новгорода к Москве в 1471-1478 гг., которое является важнейшим процессом, связанным с формированием единого Русского государства. Прослеживается возникновение и развитие этой темы в древнерусских летописных текстах, историографии и художественной литературе XVIII в., устанавливается степень их влияния на историософскую позицию Н.М. Карамзина и художественную интерпретацию событий 1471-1478 гг. Выявляется специфика его взглядов на становление российской государственности, оптимальную форму правления и исторические закономерности ее выбора. В соответствии с убеждениями Н.М. Карамзина, у России особый путь, отличный от европейских тенденций конца XVIII - начала XIX в. (революционные потрясения и т.д.), русский народ нуждается в сильной единоличной власти и может достичь благоденствия только в абсолютной монархии. В связи с этим включение Новгорода в состав Московского государства оценивается им положительно, представлено как историческая необходимость. Отмечается, что произведения Н.М. Карамзина значительно повлияли на последующие тексты XIX в., посвященные присоединению Новгорода к Москве. Консервативная тенденция, заложенная Н.М. Карамзиным, развивается в трагедиях П.И. Сумарокова, М.П. Погодина, Е.П. Ковалевского, Р.Д. Ступишина, в драмах В.И. Аскоченского, Н.П. Жандра, идеализация Новгорода как демократической республики проводилась в произведениях Ф.Ф. Иванова, К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского и других поэтов, на которых оказало влияние мировоззрение декабристов.