ТЕНТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ РЕНЦО ПИАНО И РИЧАРДА РОДЖЕРСА В КОНТЕКСТЕ АРХИТЕКТУРЫ ХАЙ-ТЕК (2023)

На примерах тентовых сооружений лидеров хай-тека Р. Пиано и Р. Роджерса показано принципиальное значение вклада в появление этих произведений инженера П. Райса. Творческое содружество с ним возникло при формировании проектной команды для участия в конкурсе на проект здания Центра Помпиду в Париже, в которую он был включен по рекомендации основоположника тентовой архитектуры Ф. Отто. Выявлено, что конструктивное решение манифестировавшего хай-тек здания Центра Помпиду и структуры его несущего фасада было выполнено с учетом опыта П. Райса по проектированию совместно с Ф. Отто вантовых конструкций Конференц-центра в Мекке.

По завершении строительства Центра Помпиду Р. Пиано в период 1979–1992 гг. на базе теоретических разработок П. Райса и в соавторстве с ним, используя возможности появившихся высокопрочных тканей PTFE, предопределивших переход от сетчатых тентовых конструкций к натяжным, запроектировал мобильную модуль-мастерскую по реконструкции малых исторических городов Средиземноморья, Производственный комплекс компании «Шлюмберже» в Париже, Футбольный стадион в Бари и Выставочный комплекс «Биго» в Генуе, образно выражающие легкость их архитектуры. Возникновение этих произведений, со свойственным им органичным слиянием с историко-градостроительным наследием и природным окружением, получившее продолжение в практике М. Хопкинса (с участием П. Райса), Н. Гримшоу и других представителей хай-тека дало импульс активному развертыванию со второй половины 1980-х гг. тентового строительства как массового архитектурного феномена.

Реализуя стратегию «архитектуры устойчивого развития», Р. Роджерс обратился к тентовым
сооружениям в 1996 г. по творческой инициативе специалиста по легким конструкциям архитектора М. Дэвиса (многолетнего коллеги П. Райса) и при поддержке Ф. Отто. Построенный в ходе реновации городской среды Лондона Купол тысячелетия, затем — новый терминал Международного аэропорта «Барахас» в Мадриде с гигантскими световыми тентовыми «линзами» и проект Национального футбольного стадиона в Каракасе с тенс

Издание: СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА МИРА
Выпуск: № 2 (21) (2023)
Автор(ы): Казусь Екатерина Игоревна
Сохранить в закладках