КОГНИТИВНЫЕ МАРКЕРЫ ЭФФЕКТА "ЗЛОВЕЩЕЙ ДОЛИНЫ" (2024)

В эссе «Зловещая Долина» Масахиро Мори отмечает следующее: люди будут испытывать негативные переживания по отношению к человекоподобному объекту в том случае, если некоторые его черты выдают его механическую природу. В случае совпадения сущности объекта и его характеристик такого резкого негативного ответа не возникает. Этот переход к негативному аффекту получил название эффекта «Зловещей Долины». Одним из наиболее популярных объяснений этого эффекта стала эволюционная гипотеза. Основным её концептом является «система избегания патогенов» - эволюционный механизм, отвечающий за индукцию отвращения в ответ на вид больного представителя. Мы, как и авторы, предполагаем, что в формировании эффекта «Зловещей Долины» вовлечена та же система. В ходе нашего исследования испытуемым предлагалось выполнить задание на соотнесение изображений лиц трех категорий (Здоровые, Инфицированные, «Зловещие») к одной из двух категорий (живое/неживое). В результате было получено, что здоровые лица категоризируются с меньшей точностью и скоростью, чем «зловещие»; «зловещие» лица при этом не отличаются от инфицированных по показателям категоризации. Наши результаты частично подтверждают эволюционную гипотезу. В последующем эксперименте мы решили уточнить влияние нетипичности предъявляемых лиц на полученные нами ранее результаты. Для этого мы сравнили успешность узнавания трёх групп лиц: необычных/«зловещих»/типичных. Было показано, что необычные лица узнаются значимо более точно, чем «зловещие» или типичные лица.

Издание: ВЕСТНИК ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. П. Г. ДЕМИДОВА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: Том 18. № 2 (68) (2024)
Автор(ы): Илюшичев Владимир Дмитриевич, Чистопольская Александра Валерьевна, Курицын Александр Александрович
Сохранить в закладках