Цель исследования - выявление краткосрочной динамики интересов молодежи по данным психолингвистического эксперимента. В статье рассмотрено семантическое поле понятия «интересы», полученное в ходе серии психолингвистических экспериментов, проведенных в период с 2019 по 2023 год. Научная новизна исследования заключается в том, что интересы рассматриваются как самостоятельная система, структура которой дает представление о социальном контексте ее существования (ценностях, характере идентичности, особенностях социализации и социальной активности молодежи) и факторах, влияющих на ее изменения. В результате посредством графосемантического анализа выявляются ядро и периферия поля «Интересы», где в ядре и зоне ближайшей периферии оказываются поля «Творчество», «Коммерческая деятельность», «Интернет» и «Информация», обнаруживаются связи между отдельными группами увлечений, различия в структурах поля информантов по гендерному признаку, описывается динамика изменений интереса к отдельным видам деятельности, определяются факторы (профессиональная деятельность и цифровизация), обуславливающие стабильность и динамику изменения интересов.
Представление молодёжи о музыке, непосредственно связанное с их музыкальным и музыкально-языковым сознанием, определяется многими факторами, среди которых звуковая языковая картина, концептосфера, характер восприятия и ассоциирования музыки. Ассоциативный психолингвистический эксперимент на материале 2525 реакций позволил воссоздать целостное семантическое поле представлений, образующих концепт слова «Музыка», сопоставить структуру полей информантов, принадлежащих разным профессиональным группам (студентам факультетов физической культуры, математического, филологического и факультета музыки), выявить уникальные и стереотипные реакции. Результаты исследования показали, что музыка в целом ассоциируется со специфической сферой деятельности (системой терминов, музыкальными инструментами, человеком), представление зависит от характера профессиональных интересов информантов и определяет особенности музыкального сознания: студенты факультета физической культуры связывают музыку с музыкальными инструментами и базовой терминологией и имеют конкретное, стереотипное, ориентированное на современность представление; студенты математического факультета характеризуют музыку через терминосистему и имеют абстрактное, развитое, но фрагментарное представление; высоко детализированное, конкретное, погруженное в культурный контекст, неоднородное представление имеют студенты филологического факультета; глубокое, однородное, абстрактное представление характеризует восприятие студентов факультета музыки, для которых в центре системы находится человек и его деятельность.