Статья посвящена анализу отношений, складывающихся между субъектами договора о целевом обучении, а также анализу позиций судов общей юрисдикции. Цель работы - анализ нормативно-правовых актов, условий типового договора о целевом обучении, а также судебных решений и апелляционного определения Саратовского областного суда, изменившего подход по разрешению дел по рассматриваемым отношениям. Научная новизна исследования заключается в том, что подобного рода работ с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 13 октября 2020 г. № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» не имеется. При написании статьи использованы общенаучные, частнонаучные методы исследования норм и положений норм гражданского и административного права. Краткие выводы: решение Саратовского областного суда выступает положительным фактом и ориентиром к действию нижестоящих судов, реализующий способ защиты прав граждан исследуемых отношений, позволяющий существенно уменьшать сумму истребуемого штрафа. Однако итог подобных дел не должен ставиться в исключительную зависимость от области судебного усмотрения. Необходим законодательный способ, балансирующий отношения сторон в случае отклонений по исполнению условий целевого договора, имеющий систему фильтров, определяющих и оценивающих добросовестность или недобросовестность действий его сторон, особенно граждан, исключающий злоупотребление правом более сильной стороны соглашения.