Несмотря на существующий научный задел исследований в области привязанности к месту, эта тема во многом остается не до конца изученной и интересной в контексте применения понятия к различного типа территориям. Фокусом внимания авторов является понятие «привязанность к месту» в контексте убывающего города. В теоретической рамке исследования мы связываем два концепта: убывающий город (shrinking city) и привязанность к месту (place attachment). Оба понятия широко используются в научной литературе, но остаются при этом неоднозначными и редко используются вместе. Мы предлагаем авторскую операционализацию понятия привязанности к месту, где обосновываем четыре его компонента: положительная эмоциональная связь людей с местом, значимость места для людей в конкретных жизненных обстоятельствах, зависимость людей от места и идентичность места (place identity). Научная новизна исследования заключается в применяемом методологическом подходе. Анализируется привязанность к месту через общественный дискурс, который конструируют жители убывающего города в онлайн-сообществе социальной сети. Обсуждения жителей представляют богатый эмпирический материал, позволяющий выявить основные компоненты привязанности к месту и проинтерпретировать их в контексте особой среды. Обоснованная теория в качестве подхода, основанного на детальном кодировании дискурсивных данных и формировании объясняющих интерпретаций этого кодирования, позволяет выявить аспекты привязанности к месту в убывающем городе, недостаточно изученные в литературе и обусловленные особым контекстом, в котором развиваются отношения между жителями и местами.
Несколько десятилетий назад увлеченный исследователь, ищущий информацию о руинах современности - структурных последствиях быстрых экономических изменений, - нашел бы относительно мало материалов для работы. Но сегодня тот же поиск выявляет необычайное усиление академического и общественного интереса к руинам недавнего прошлого и связанным с ними заброшенным пространствам. Авторы статьи включаются в дискуссию и исследуют образы деиндустриализации, которые создаются и распространяются в онлайн-сообществах туристов-энтузиастов, путешествующих по заброшенным местам, или, как их иногда называют, городских разведчиков. Цель работы - понять, как посредством любительских фотографий воспроизводится народная политика взгляда на переставшую использоваться индустриальную инфраструктуру. Народная политика взгляда представляет собой означивание и наделение смыслом заброшенных руинизированных пространств при внесении их в кадр и последующей публикации фотографий в социальных медиа. Авторы опираются на идеи архитектора и историка И. де Сола-Моралеса, называющего оставленные людьми пространства «неопределенными» (terrain vague). Фотоизображения неопределенных пространств играют важную роль в присвоении им значения. Чтобы понять, какие значения формируют народную политику взгляда, авторы используют нетнографический метод погружения в онлайн-сообщества путешественников во «ВКонтакте» и Telegram и фиксируют повторяющиеся иконографические элементы «заброшки». Деиндустриализация на фотографиях определяется через утрату человека, о котором свидетельствуют следы - вещи и тексты прошлого. Человек замещается природой, становящейся новым агентом опустевшего пространства. Авторы обсуждают общность образов, которые воспроизводят фотографы-любители, и медийных клише из популярного кино и видеоигр. Фотографии представляют собой способ объяснения пространства и пространственного опыта. Но кроме того, как любое другое произведение, фотография передает не только и не столько фактические характеристики изображаемых объектов, благодаря которым мы можем сложить представление о них (в данном случае - о пространствах), но также аффекты, переживания. Так, фотография становится средством, с помощью которого мы формируем ценностные суждения об увиденных местах.