ТЕКСТИЛЬНЫЙ КОЛЛАЖ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД РАБОТЫ С ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ПАМЯТЬЮ: АНАЛИЗ ПРОЕКТА «ЛУЧЕЗАРНЫЙ ГОРОД» ЕЛЕНЫ ШАРГАНОВОЙ (2024)

В статье представлен социологический анализ проекта «Лучезарный город» художницы Елены Шаргановой, посвященного родному городу художницы - Нелидово - и представляющего собой серию текстильных коллажей, сделанных в смешанной технике с использованием фотопечати, цианотипии, машинного шва и ручной вышивки. В основе проведенной концептуализации - интервью с Еленой Шаргановой, анализ архивных материалов города, любезно предоставленных художницей, а также академических исследований, посвященных проблемам памяти и индустриальных городов. Отталкиваясь от интерпретации коллажей как пространств репрезентаций в терминологии Анри Лефевра, отражающих зону переживаемого, в которой образы и символы наполняют физическое пространство и знания о нем, автор показывает, что «Лучезарный город» является художественным размышлением о нереализованных траекториях развития города и - шире - о судьбе малых городов в целом. Выделены три актуальные темы, переосмысляемые в проекте художницы: разочарование в коммунистической идее и ностальгия по прошлому, проблема развития (или вымирания) индустриальных городов, связь коллективной и индивидуальной памяти. Значимость проекта Елены Шаргановой обусловлена как экспериментом с материалами, так и исследовательской позицией художницы, сближающей искусство с актуальной социальной проблематикой.

Издание: ИНТЕРАКЦИЯ. ИНТЕРВЬЮ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Выпуск: Том 16. № 3 (2024)
Автор(ы): Гольман Евгения Андреевна
Сохранить в закладках